Итак, я начинаю свой рассказ об
удивительном путешествии по загадочному Алтайскому плато Укок к
таинственному священному семигорью Табын-Богдо-Ола. Оно сулило не только
странствия для наших тел: наши
Души ожидал мистический полёт
по удивительным шаманским Мирам.
Потому,для начала, мне нужносказать Вам несколько слов об этой ветви
язычества.
Монотеистические религии и Советская
власть немало постарались для того, чтобы язычники, и шаманы в честности,
выглядели в глазах людей эдакими примитивными дикарями, приносящими кровавые
жертвоприно-шения и поклоняющимися истуканам-идолам. А ведь между молитвой и на
православную икону, и на языческого идола – по сути дела нет никакой разницы: и
то и другое лишь символы, отражающие невидимое духовное божество. Разница лишь
в том, что язычники, кроме верховного Бога- Создателя, поклоняются ещё и
множеству других разнообразных духовных сущностей, обитающих рядом с нами в
невидимом для людей Мире.
Но, шаманизм, это не только вера в духов.
Это особое магическое таинство, позволяющее осознанно общаться и
взаимодействовать с ними.
Сами духи особо не стремятся
к общению с физической реальностью и поэтому человек должен сам пытаться
установить подобный контакт, т.к. является крайне зависимым от происходящего в тонком мире. Но, это
возможно только для тех, кто твердо верит в многослойность нашего Мироздания.
Слово шаман произошло от эвенкийского саман
– человек, способный, в особом состоянии, общаться с духами. Алтайские
племена называют такого человека – кам, откуда пошло и наименование
специальной ритуальной техники, - камлание. Именно во время него духи «вселяются»
в шамана, помогая ему творить мистические дела, а так, в обычное время, это
самый обыкновенный человек.
Образно говоря, мистерию камлания можно
себе представить, как духовное путешествие шамана, окружённого сонмом своих
духов-помощников по «этажам» тонкого Мира: Верхнему, Среднему, либо Нижнему.
Разумеется, странствует не физическое тело кама, а отделяю-щийся от него
духовный двойник (некий аналог христианской Души).Это отделение становится возможным благодаря
помощи Духов, призываемых шаманом, облачённым в специальные одежды, звуками
ритуальных инструментов. В первую очередь,- это конечно бубен, но могут быть и
разнообразные трещётки, колокольчики, варганы (камысы), струнные смычковые и
щипковые инструменты – хуур. Звукоряд, извлекаемый из них
шаманом, способен погружать его в изменённое состояние сознания, называемое
исступлением. В нём-то и происходит его единение с Духами…
Было несколько причин, по которым я хотел
пригласить с собой
на Табын-Богдо-Ола более
опытного шамана. Во-первых, мой шаманский дар не был наследственным, а стало
быть не имел полного могущества. Во вторых, из девяти ступеней посвящения в
шаманы, требующих, в общей сложности, восемнадцати лет соответствующей
практики, я прошёл, за пять лет, лишь две. Естественно, у меня было опасение,
что ханы
и заяаны (духовные сущности), охраняющие тайны священного
семигорья, не допустят меня к его тайнам. Нужен был опытный местный шаман.
Видно, тогда мне опять помог личный удху,
который свёл нас с тем человеком, который был так необходим в данный момент. Старика,
случайно встреченного в Джазаторе, звали Тордоор и он был одним из старейших
шаманов Алтая. С таким могущественным спутником можно было отправлятьсяв любую точку и Этого и Того Света…
Путь к
плато Укок
Ранним
августовским утром наша кавалькада выступила из Джазатора на юго-восток. Кроме
семи членов экспедиции и шамана, в неё входили два конюха и 13 лошадей, нанятых
нами у Алтайских пастухов (10 верховых и 3 вьючных). Нам предстояло сделать
пять дневных переходов до плато Укок и два – по нему, до священного семигорья.
В среднем, это ежедневно составля- ло 20-25 км. пути по сложному горному
рельефу.
Лесистые склоны закончились уже через сутки, на высоте
1500 метров.
Потянулись скалистые
распадки, усеянные большими острыми обломками камней, а затем пошло волнистое
плоскогорье, покрытое сухой и пожухлой твёрдой осокой. В редких долинах горных
рек встречались заросли низких кустов жимолости. Ягода слегка горчила, но была
неимоверно душистой. Впрочем, росла она на таких заболоченных участках, что
наши кони предусмотрительно их обходили: болото, оно и в горах сулит массу
неприятностей.А вот до
конского щавеля, горного лука, маральего и золотого корня далеко ходить не надо
было, и первые три дня мы с удовольствием пополняли ими свою «потребительскую
корзину». Туда же отправлялся и хариус, отчаянно хватавший даже голые крючки
наших примитивных удочек.
Днем, на прогретых камнях резвились
горностаи, гоняясь за жирными сусликами и распугивая суетливых каменок-плясуний.
Стрекотала огромная чёрная саранча, напоминающая, в полёте, боевые вертолёты из
американских боевиков. Проносились тени от бесчисленных ястребов-стервятников,
неутомимо бороздящих высокое синее небо. Плотный сухой воздух хоть и иссушал
ноздри, но был так настоен на запахах высокогорных лугов, что казался нам
божественным нектаром.
А вот ночи были холодными. Снега в этих
краях не бывает даже зимой и потому морозы с ветром лютуют крепко. Тенты
палаток покрывались инеем и замерзали настолько, что нам с трудом удавалось
расстёгивать, по утрам, замки-молнии. Лишь конюхам было всё нипочём: они спали
на земле, подложив под головы сёдла и завернувшись в шубы. Эти алтайские тулупы
обрабатывают животной печенью, а затем промывают молочной сывороткой. Они
предохраняют не только от любого мороза, но и не намокают под проливным дождём.
Тордоор не спал ни с нами в палатках, ни
с конюхами, под открытым небом. Каждый вечер он куда-то уходил из лагеря,
возвращаясь лишь с рассветом. И вообще, мы замечали его присутствие только
тогда, когда он подавал голос. А зря он ничего не говорил, не навязчиво, но
упорно уча нас бережному общению с природой.
Так, когда наш приятель, с целью дезинфекции,
сунул лезвие ножа в костёр, он немедленно отодвинул его руку, сказав, что это
оскорбляет Дух Хозяина огня От-Эне (Мать-Огонь) и может вызвать
его гнев. И вообще, нельзя никоим образом осквернять огонь: перешагивать через
него, наступать на угли и золу, лить в очаг воду и сжигать мусор. Даже дрова в
костёр нужно класть очень осторожно, чтобы не причинить боли От-Эне.Ведь человек, оскверняющий огонь, сам
становится поганым. Напротив, необходимо регулярно «угощать» огонь кусочками
своей пищи и молится, чтобы он не лишил вас своей заботы в этом суровом мире.
В другой раз он остановил одного из нас,
хотевшего срубить молодое деревце для кострового кола. Ведь деревья, это
священные символы связи земли и неба. Они все живые: могут дышать,
разговаривать, мыслить, радоваться и плакать, понимать язык людей. В случае
острой необходимости загубить его жизнь, человеку нужно обязательно испросить
на то разрешенияДуха-дерева, иначе он
будет наказан по закону кармы. Даже траву нельзя вырывать с корнем, т.к. это
волосы живой Земли и Духи, её хозяева, обязательно покарают обидчика.
Не только шаманы, но и все коренные
народы Алтая считают, что и у самой Земли, и у каждого объекта природы (гора,
река, камень, дерево, птица, зверь, вообще любой предмет), а также у её явлений
(дождь, гром, ветер и т.д.) – есть свой Дух-хозяин. Этот дух-двойник предмета
или явления имеет удивительное свойство материализовываться, при желании, в
любой видимый человеком образ. Получается, что всё существующее вокруг нас,-
это сплошные Духи! Они могут быть добрыми по отношению к людям, либо злыми. Всё
зависит от того, насколько человек почитает их и оберегает окружающую его
природу. Это одна из самых притягательных сторон шаманизма, т.к. ни одна другая
религия не только не призывает к гармонии с окружающим человека миром, но и
вообще ни слова не говорит об отноше- ниик природе, частью которой мы являемся.
Не мудрено, что на каждом перевале Тордоор
выкладывал из камней обоо.
Эти пирамидки олицетворяют
Мировую Гору – символ единения трёх миров Мироздания, а также времени и
пространства. Поэтому они обладают удивительной шаманской силой. Через обоо
человек может обращаться к духам, поэтому в пирамидки часто втыкают ветки, к
которым привязывают пучки конских волос, или лоскутки ткани с одежды,
материализуя, таким образом, те или иные свои желания. К обоо делаются
подношения местным духам (кусочками пищи и опрыскиванием камней чаем, молоком,
или водкой), чтобы оградить себя от невзгод и напастей в пути.
Наш Тордоор обкуривал обоо из свое
трубки- канза и оставлял подле
них щепотки табака для Духов – хозяев местных гор, рек, перевалов, озёр и всей
прочей природы, называемых алтайцами – Ээзи.
Конечно, духи не могут отведать
человеческой еды и питья, но зато могут насладится их видом. Они напитают эти
подношения духовной силой, которая перейдёт к тому, кто их затем отведает.
Не все в нашей экспедиции всерьез верили
в силы Тордоора, пока он не вынужден был кое-кого проучить. Как-то двое
дежурных, вместо того, чтобы готовить ужин, ушлидалеко из лагеря ловить хариуса. Стоял чудный
тихий вечер и ребята, по-видимому, забыли о своих обязанностях.
Мы насухо перекусили и прилегли у костра.
Старик же вынул из котомки какой-то камень, намочил его в реке, сел лицом в ту
сторону, куда ушли рыбаки и стал что-то тихо ему бормотать, раскачиваясь
взад-вперёд.То, что затем
произошло, иначе, как чудом, не назовёшь. На наших глазах в той стороне неба
быстро сгустилась туча, из которой хлынул такой сильнейший дождь, что через
полчаса наши, насквозь промокшие дежурные, стуча зубами прибежали в лагерь и
быстро принялись кашеварить.
Позже старик показал мне этот «камень»,
называемый у шаманов дьяда-таш. Его находят во
внутренностях мёртвых лошадей и собственно камнем это округлое образование не
является. В медицине это называется – безоар, т.е. тугой комок из проглоченных
волос, неперевариваемой клетчатки и прочих, случайно проглоченных предметов,
крепко сцементированных между собой желудочной слизью.
После этого случая авторитет шамана
настолько вырос, что все мы стали безусловно верить любым его словам, даже тем,
которые казались уж совсем невероятными.
Так, на четвёртый день мы подошли к
стене-перевалу плато Укок и стали лагерем у крутых скал. Совсем рядом виднелась
большая пещера и мы решили было ночевать в ней, не ставя палатки. Однако,
Тордоор стал катего- рически возражать, говоря, что в пещере могут жить алмысы.
И объяснил, затем, что это оборотни с собачьими головами и хвостами, пожирающие
собственное мясо. Они могут перевоплощаться в людей и различных животных, чтобы
заманить к себе, а затем растерзать несчастного путника.
Не знаю, кто из нас в это поверил, но
единодушно и без обсуждений все разбили свои палатки подальше от мрачной
пещеры…
Усталые лошади, как обычно, разбрелись
далеко в стороны, жадно поедая скудную сухую траву. Трудно назвать более умное
животное, чем они. На тяжелейших высокогорных переходах, с коварными осыпями,
узкими карнизами, бурными каменистыми реками, глинистыми болотами и скользкими
наледями они совершенно не слушают команд всадника, но вы можете быть абсолютно
уверены: лошади сами выберут наиболее правильный и безопасный путь.Ни дорог, ни тропинок здесь нет, поэтому они
следуют лишь по направлению, задаваемому головным наездником. Иногда, теряя
друг друга из виду на пересечённой местности, лошади тут же перекликаются между
собой громким ржанием, поэтому всаднику всегда спокойно: он не отобъётся от
каравана и не заблудится. А тому, как они мастерски, идеальными галсами
спускаются с самых крутых склонов, мог бы позавидовать самый опытный
горнолыжник.
А вот многим из нас позавидовать было
нельзя: тяжёлый многодневный переход дался им не только общей усталостью, но и
сильнейшими потёртос- тями на всех частях тела, соприкасавшихся с седлом. Как
врач, я каждый вечер красил эти места большим квачом зелёнки, под вопли
пациентов и бурный хохот конюхов…
Наконец, на пятый день, наши усталые кони
преодолели последний перевал, выбрались на плато Укок и тот час встали, как
вкопанные. Я пока ещё не был на Луне, но думаю что первые впечатления от
увиденного там и тут будут мало чем отличаться.
Безжизненная, мрачная, бескрайняя
поверхность из тёмного щебня и песка унылыми волнистыми линиями тянется во все
стороны горизонта.
Колючий ветер посвистывая
закручивает пыльные смерчи, непрерывно тянущиеся куда-то, один за другим,
словно на гигантском конвейере. Солнце в зените, но ощущения, как при его
затмении: свет не отражается от предме- тов, да и теней также нет. Слух
улавливает какие-то всхлипы, стоны и вздохи, словно мечущиеся в окружающем
пространстве. Так холодно, жутко и тоскливо, что невольно хочется повернуть
назад. Это место наверняка создано не для людей и нас тут явно не ждали… Но, тут взор вдруг цепляется за сверкающую
белоснежную жемчужину, сияющую впереди, будто на самом краю этого огромного,
дикого, чёрного поля. Кажется, что солнце всеми своими лучами освещает лишь её
одну и она купается в этом свете, отражая его обратно в небеса. Это и есть
священное семигорье Табын-Богдо-Ола,- заветная цель нашей экспедиции. Она,
словно маяк зовёт нас к себе и на душе сразу становится легче и спокойней
Но, до неё ещё два дня нелёгкого пути по
мистическому, полному загадок плато. И главная из них – таинственная
усыпальница принцессы Табын.
Некогда непрерывная линия государственной
границы, проходящая здесь, теперь имеет плачевное состояние: покосившиеся и
заваленные столбы с остатками ржавой колючей проволоки уже явно никого не
смогут удержать. Да здесь и нет никого, и быть не может. Времена шпионов с
копытами на ботинках давно закончились, и ни одна из четырёх стран, граничащих
здесь между собой застав тут не держит. Да и боятся погранцы сюда ходить. Ещё
при СССР трижды посылались наряды, чтобы установить полосатый столб с гербом на
центральной вершине Табын-Богдо-Ола. Ни один человек тогда не вернулся обратно.
Природа сама охраняет границы дозволенного людям…
Пересекаем линию границы и вступаем в
«Зону покоя Укок». Так смежные государства назвали теперь эти места, запретив
тут любые перемещения людей. В первую очередь это было сделано ради сохранности
многочисленных курганных захоронений, возраст которых достигает нескольких
тысячелетий. Такого древнейшего сохранившегося некрополя нет больше нигде в
мире. И никто пока даже не догадывается, чьи тела тут покоятся!!!
В зоне могильного капища
Первые захоронения на плато Укок явились
нашему взору тогда, когда до подножия, непрестанно сияющего впереди священного
семигорья, остава- лось не более двадцати километров. Это были типичные
тюркские воинские захоронения, со всеми своими, хорошо сохранившимися,
атрибутами. Но, более всего поражало другое. Эти могильники располагались
несколькими «волнами» или огромными полукольцами, обращёнными в сторону
мисти-ческих вершин Табын-Богдо-Ола. Многие сотни овальных насыпей из камней,
покрытых пятнами красно-бурой ржавчины, напоминали гигантские капли крови на
аспидно-серой поверхности плато. Судя по тому, что количество вертикальных
балбалов за каждой из могил составляло по нескольку десятков, можно было считать,
что здесь лежат самые великие и знатные тюркские воины.
Ветры, гуляющие над каменистым плато,
веками сдували культурный слой. Могильные ямы наверняка долбились не глубоко,
да и сами насыпи были не высокими. А потому невольно думалось, что рыжие пятна,-
этопроступившая через камни кровь самих
погребённых. Воздушное марево колебало очертания могильников, будто шевеля их
изнутри. Было жутко даже днём. Лощади тихо ржали и нервно дрожали всем крупом…
Под дикий свист колючего ветра, в полном
молчании наша кавалькада напряжённо пересекала все волны-линии построений
мёртвого войска. Кто спит вечным сном под этими кровавыми камнями? Что
заставило этих смелых и отважных воинов упокоиться в таких неуютных последних
пристанища, вдали от поселений соплеменников? Почему и после смерти они словно
выстроились своими могилами в развёрнутом боевом порядке, будто не сумев
преодолеть какой-то невидимый заслон? Куда и зачем шли они, и что их навсегда
остановило?
Я думал над этими вопросами и не сразу
заметил, что Тордоора волнует что-то совсем
другое. Он будто всматривался и вслушивался в пространст- во, лежащее впереди,
за последней цепью тюркских могильников, тихо бормоча что-то и раскачиваясь в
седле. В отличие от нас, шаман явно видел в пустоте что-то такое, что тревожило
его…
Как только последний всадник нашей
кавалькады вышел из пояса захоронений, шаман спешился, сел на землю, разложил
вокруг себя самые главные онгоны своих духов и стал проводить ритуальный обряд.
Сначала он достал мешочек с солью и, высыпав её в чашу-чочой, принялся что-то
долго в неё наговаривать, помешивая соль длинным кристаллом кварцита. Затем,
подойдя к ближайшей могиле, наковырял кристаллом немного грунта с неё и стал тщательно
перемешивать его с солью. После этого, неожиданно для нас, он сталбыстро вертеться на месте. Он сделал три
оборота по три раза и, во время каждой паузы, широко и резко разбрасывал
щепотки соли в сторону пути, по которому мы направлялись, будто отгоняя кого-то
с нашей дороги.
Затем он снова сел и скрипучим низким
горловым каем затянул песнь-молитву. Я старался услышать его слова, но понял
лишь, что он камлает Дъёё-Хану,- духу покровителю дороги,
живущему там, где небо упирается в землю, и где стоит гора, вершина которой
достигает дома Бая-Ульгеня.
Тордоор просил Великого Духа,
чтобы его бело-золотисто-рыжий конь с луновидными рогами появился перед нами и
провёл за собой страждущих путников через неприступную преграду духовного
воинства…
Внезапно, шаман вскочил на ноги, сел в
седло и, не говоря ни слова, быстро
двинулся вперёд. Я хотел махнуть рукой приятелям, но команды не потребовалось:
наши лошади тут же пошли сами, одна за другой, след в след…
Таинственные курганы
Мы проехали не более пяти километров, как лошади снова
заволнова-лись, отказываясь повиноваться команде «чу» (вперёд). Их
напряжение нарастало и Тордоор велел спешится, сказав, что сейчас мы пойдём к курганам, священным не только для Алтая, но и
для всех людей. Среди них находится и тот, в котором спала принцесса Табын.
В тех местах нельзя разговаривать, т.к. души-сульдэ, лежащих там избранных,
берегут покой своих тел, но мы сами опознаем курган принцессы, по раскопу.
Великая Сила охраняет теперь эти места и он не уверен, что каждый из нас сможет
пережить воздействие её проверки. Кто сомневается в себе,- должен остаться с
лошадьми…
Кроме конюхов-казахов вслед за стариком
пошли все, понимая, что это лишь начало тех испытаний духа, что ожидают нас в
этих сакральных местах. Не знаю, отчего мне так трудно дышалось, пока мы шли
вперёд за шаманом: толи волнение перехватывало горло, толи что другое. Я
напряжён-но всматривался вперёд, надеясь увидеть высокие, как в Пазырыке
курганы, но видел лишь бескрайнее серое плато и сверкающие впереди вершины
Табына.
Но, через час томительного пути, мы вдруг
увидели огромный участок понижения в поверхности плато. Он напоминал
многокилометровую кальдеру древнего вулкана, или гигантскую плоскую воронку, со
сглажен- ными временем краями. На дне её тянулась цепочка из нескольких
десятков невысоких, круглых, каменистых курганов. Их линия имела строгое
направление «Север – Юг» и, таким образом, словно стрелка компаса указы-вала на
священные вершины семигорья.
Мы долго стояли на краю кальдеры, не в
силах сделать шаг вниз. Нет, страха не было; просто в голове неотвязно
стучалаодна мысль – «Нельзя!»
Первым пошёл Тордоор. Он был
уже внизу, а нас всех ещё что-то крепко держало на месте. И вдруг, передо мной
будто зажёгся зелёный сигнал светофора. Будто распахнулся незримый турникет. С
мыслью – «Можно!» - я шагнул вперёд ватными ногами, понимая, что только что
прошёл чью-то таинственную проверку. Следом, один за другим, сошли вниз и
другие участники нашей экспедиции…
Шаман уже стоял у крайнего, южного
кургана, который был раскопан.
Мы поняли, что это и есть
усыпальница «ПринцессыАлтая». Фактически – кургана не было. Была каменная яма,
диаметром до десяти метров, выдолб-ленная в породе плато. В ней проглядывали
остатки бревенчатой погребаль- ной камеры, куски льда, какая-то рухлядь.
Почему-то стало стыдно…
Из статей археологов я знал, что пол
саркофага был выстлан чёрным войлоком, покрытым странными
письменами-аппликациями из золота. Принцесса лежала головой на подушке, на боку,
в позе спящего человека, держа в руке ритуальное серебряное зеркало. Тело её
было укрыто меховым одеялом, расшитым золотыми нитями. Вокруг находилось
множество культовых предметов: разнообразные деревянные и костяные идолы,
резные фигурки зверей и птиц, сосуды с кореньями растений, жреческий скипетр и
ритуальные ножи. Я уже писал и об уникальной татуировке, покрывающей тело
принцессы, символы которой до сих пор никем не разгаданы…
Невольно подумалось, что люди еще легко
отделались, растревожив священный курган. А ведь он самый крайний… Кто лежит
там, в следующих могильниках, ближе и ближе к таинственному семигорью?
И тут я обратил внимание на то, что эти
курганы внешне отличаются от пазырыкских. То, что размеры их были меньше,-
понятно: долбить камень труднее, чем копать землю. Но почему каждый из данных
курганов окружён кольцом из больших камней? Что это мне напоминает?
Догадка сверкнула молнией: да ведь это же
шаманский «Дом»! Этим словом именуется обрядовое пространство, которое кам выкладывает
из камней, проводя свой ритуал на природе. Оно имеет форму круга, символи-
зирующего круговорот времени. Нет настоящего, прошлого и будущего: это лишь
моменты бытия, фиксируемые нашим сознанием.