Это крупный храмовый комплекс индуизма,
расположенный по обе стороны реки Багмати на восточной окраине Катманду,
столицы Непала.
Пашупатинатх считается самым важным в мире святым храмом Шивы (Пашупати, царя животных, или иначе
господина живых существ. Каждый день к Пашупатинатху сходятся тысячи паломников
со всего мира, преимущественно из Непала и Индии. В феврале-марте
празднуется Маха-Шиваратри
— ночь Шивы,
когда к этому храму сходятся десятки тысяч верующих на праздничные церемонии. Местные жители также очень
почитают Пашупатинатх, множество непальцев каждый день посещают этот храм
ранним утром и получают благословение Шивы.
На западном берегу реки стоят
основные храмы, в большой храмовый двор вход закрыт для неиндусов, но комплекс
хорошо просматривается с другого берега реки, и можно наблюдать погребальные
церемонии. Вдоль реки расположены постаменты для погребальных костров. У храмов
— дом ожидающих смерти, куда приходят старики, и живут там последние недели под
присмотром астрологов,
точно определяющих момент их смерти. К северу от моста сжигают представителей
высших каст,
специальный постамент — для членов королевского рода. К югу от моста —
постаменты для низких каст. Погребальный ритуал довольно сложен, правильное его
исполнение способствует хорошему перерождению в следующей реинкарнации.
После сожжения прах пускают вниз по реке. В Багмати, как в Ганге, купаются для
ритуального очищения. Там же омывают мёртвых перед погребением. По реке пускают
вещи, которые ниже вылавливают йоги.
За кострами — пещеры для отшельников.
К пещерам подходят женщины и приносят еду.
По другую сторону от храмов —
приют, организованный Матерью
Терезой, в котором получают еду нищие и бездомные. При приюте
несколько шикар — индийских храмов в виде свечек.
За главным — место, где Агари-баба и его ученики каждый день кормят
животных.
Пашупатинатх — излюбленное
место, где собираются садху —
странствующие йоги.
На другой стороне реки — 11
маленьких храмов Шивы
с лингамами,
за которыми стоят галереи шиваистских лингамов
и йони. Всего в комплексе 108 лингамов.
По ступеням подъем в обезьяний парк, где сотни обезьян прыгают и висят на
ветках. Пашупати — покровитель животных, поэтому обезьянам уютно у храмов
комплекса.
В глубине парка на холме —
Гокарнатский храм, охраняемый полицией, запрещающей туристам отступать от тропы
вправо и влево, далее к реке за поворотом — большой комплекс Гухъешвари
(храм влагалища, куда ходят мужчины. У лингамов
молятся обычно женщины), а в другую сторону храм Вишварут. При входе в парк на
террасах сидят садху (йоги). Шиваистские
садху — обычно с горизонтальными линиями на лбу, носят трезубец в руках. Садху
не стремятся к лучшим перерождениям, а стремятся постичь высшие миры. Их не
сжигают на кострах, как других. Они обычно одеты в чистую одежду
броско-оранжевого цвета. Одни демонстрируют асаны и собирают деньги с туристов,
другие спокойно слушают магнитофон с шиваистскими гимнами, третьи дымят
наркотическим куревом и летают в астрале.
Напротив террас
— площадка, где обычно сидит Милхи-баба, святой старец, питающийся только молоком.
Над ним — табличка на английском языке «Здесь сидит великий святой Милхи-баба»
с краткой биографией.