В
районе ливанской границы горы вплотную подступают к морю и отвесно
обрываются вниз, обнажая белую известняковую породу, очень напоминая
дуврские скалы в Великобритании. Белая скала Рош-Ханикры видна даже из
Хайфы, находящейся почти за 40 км отсюда. Граница с Ливаном формально
проходит по гребню горы, но фактически по ту сторону забора, вдоль всей
линии границы, размещены более 6 тысяч наблюдателей ООН, а собственно
ливанская власть начитается только в 10-15 км севернее границы. Со дня
образования Израиля эта граница была ничем иным, как линией огня. Между
Израилем и Ливаном нет ни одного действующего пропускного пункта, ни
один турист не пересек границу за 57 лет существования Израиля. Тем не
менее, Рош-Ханикру (с ливанской стороны пограничный пост называется
“Накура”) все привычно называют “границей” и это место даже
превратилось в местную достопримечательность, куда приезжают семьями на
отдых и фотографируются на фоне указателя “Бейрут – 120 км”.
Израильские отцы семейств рассказывают детишкам о том, как в ранней
молодости посещали соседнее государство на танках в 1978 году и в 1982.
И обязательно с надеждой добавляют, что, возможно, когда-нибудь станет
возможным побывать там и в роли туриста.
Вторая
достопримечательность Рош-Ханикры это гроты, пронизанные лабиринтами и
расселинами, заполненные морской водой и образовавшиеся вследствие как
геологических, так и биологических процессов, а также в результате
непрерывного воздействия морских волн на мягкую породу скалы. Туда
опускаются на фуникулере, прямо от пограничного КПП.
В период
британского мандата сквозь скалу был проложен тоннель, сквозь который
пролегла автодорога и железнодорожная линия, фактически связывающая
Египет с Европой через Палестину. Эта дорога – единственный сухопутный
путь в Африку. В 1942 году были пущены первые поезда, именно по этой
железной дороге британцы доставляли в Африку боеприпасы и снаряжение
для сдерживания натиска Роммеля. Уже после войны, в 1947 году был
запланирован запуск первого пассажирского поезда из Европы в Африку, но
этому не суждено было свершиться.
Началась война за
независимость, в Галилее развернулись полномасштабные бои между
еврейскими поселенцам и арабами, англичане неуверенно пытались наводить
порядок, но очень скоро поняли, что дни их владычества в Палестине
сочтены и передали вопрос в Лигу Наций. Тем временем, 14 марта 1948
года, еврейская диверсионная группа “Хагана” прорвалась к Рош-Ханикре и
взорвала тоннель и мост, опасаясь того, что сразу после ухода англичан,
арабы попытаются воспользоваться этой дорогой с целью доставки
боеприпасов и тяжелой техники. В целом блокирование приморской дороги
было более, чем оправдано. В Ливане ожидали отправки в Палестину сотни
танков и бронемашин и первый же поезд мог покрыть путь от Бейрута до
Палестины за каких-нибудь 3 часа. Теперь же положение арабов было
осложнено, ибо их воинские части остались без подкрепления и вскоре
были уничтожены.