Поселок Дейр эль-Мединэ по праву
считается одним из самых интересных памятников Западных Фив. В этом
месте, расположенном между Долиной цариц и знаменитыми храмами Дейр
эль-Бахри, на протяжении более 500 лет жили «послушные призыву в Месте
правды» - ремесленники, чьими руками создавался и обслуживался
грандиозный царский некрополь Нового царства. Основание этого поселения
датируют концом XVI века, временем правления Аменхотепа I, для
возведения гробницы которого и были наняты первые рабочие. Захоронение
этого правителя до сих пор не найдено, однако наиболее красноречивым
подтверждением этой датировки стал культ обожествленного Аменхотепа и
его матери Яхмес-Нефертари, центром почитания которых стал храм,
возведенный в северной части Дейр эль-Мединэ. В этом поселении, отгороженном от
внешнего мира высокой каменной стеной, были собраны все специалисты,
необходимые для возведения и оборудования царских гробниц. Здесь жили
мастера-камнетесы, выбивавшие огромные залы в толще скал, скульпторы и
живописцы, покрывавшие стены усыпальниц раскрашенными рельефами и
текстами, плотники и многие другие. Поскольку каждый из мастеров
ежедневно сталкивался с запредельным для простых египтян заупокойным
культом, все они проходили специальное обучение и обладали жреческими
званиями. Мастерство ремесленников, равно как и их должности,
передавалось по наследству - от отца к сыну, совершенствуясь из
поколения в поколение. Дейр эль-Мединэ всегда находилась
под покровительством фараона, посылавшего рабочим продукты питания и
необходимые для работы материалы. С этим поселением связана и первая в
истории сидячая забастовка, вызванная задержкой провизии во время
правления Рамсеса III.
В юго-восточной части Дейр
эль-Мединэ сохранилось около 70 домов, в которых жили ремесленники. Все
они возведены на каменном фундаменте, а их стены были сложены из
сырцового кирпича. Как правило, жилища состояли из трех комнат.
Наружные дверные проемы окрашивались в красный цвет, а двери писалось
имя хозяина дома.
Археологические исследования
жилого района Дейр эль-Мединэ принесли поистине фантастические
результаты - здесь было найдено множество остраконов (надписей на
фрагментах керамики или небольших каменных отщепах), папирусов, стел,
предметов домашней утвари и инструментов ремесленников. Все они
повествуют о повседневной жизни древних мастеров и о методах их работы.
Так, сохранились остраконы с планами возводившихся ими гробниц и
эскизами будущих росписей. Также были найдены забавные карикатуры и
«лубочные» рисунки на сюжеты сказок или пословиц, выполненные более
трех тысячелетий назад.
Особый интерес представляет
мировоззрение жителей Дейр эль-Мединэ. Подобно всем египтянам Нового
царства, они почитали бога Амона, его супругу Мут и их сына Хонсу. Эти
мастера почитали и других богов - покровителя ремесленников Птаха,
«владыку вечности и бесконечности» Осириса, правителя загробного мира;
Анубиса, «господина Та-Джесер» - священной земли некрополя; Тота,
знатока «божественных слов» - священного знания и письма. Этим богам
были посвящены многочисленные часовни и молельни, построенные вдоль
дорог, которыми древние ремесленники ходили на работы в Долины царей и
цариц. Однако храмы Дейр эль-Мединэ посвящены другим богам - Аменхотепу
I и богине Хатхор, воплощению женской красоты и сексуальности, госпожи
любви, музыки и веселья.
Первое святилище этой богини было
возведено при Тутмосе I. 200 лет спустя Сети I, а затем и его сын
Рамсес II построили величественный храм Хатхор, который просуществовал
до конца Нового царства. Сохранившийся до наших дней храмовый комплекс
был выстроен значительно позже, когда сообщество ремесленников Дейр
эль-Мединэ уже не существовало - при Птолемее IV Филопаторе. Однако это
сооружение выдержано в древней традиции - пройдя в ворота высоких стен,
сложенных из сырцового кирпича и защищающих от профанного мира
священное пространство храма, посетитель попадает на небольшой двор
перед храмом. Войдя в этот небольшой храм и миновав хатхорические
колонны, можно увидеть три святилища. Центральное посвящено богине
Хатхор, а боковые - легендарным зодчим Имхотепу, построившему первую
египетскую пирамиду в Саккара, и Аменхотепу, сыну Хапу, работавшему при
Аменхотепе III. Узкая лестница ведет на крышу храма, откуда виден весь
поселок Дейр эль-Мединэ. При раскопках храма археологи
нашли необычное изображение богини с женской головой и телом кобры. Оно
принадлежало Меретсегер, «любящей молчание» - госпоже горы эль-Курн,
которая вобрала в себя почти весь фиванский некрополь.
Узкая дорожка разделяет мир живых
и мир мертвых в Дейр эль-Мединэ. Северо-западную часть этого поселения
занимают гробницы ушедших в иной мир мастеров. Подобно домам, они не
сравнятся по роскоши с царскими памятниками. Они представляют собой
небольшой двор, окруженный стеной, и пирамидку, рядом с основанием
которой расположен вход в одну или несколько подземных камер. Но
впечатляет качество, с которым выполнены эти сооружения. Во дворе
многих гробниц сохранились заупокойные стелы, где представлены все
родственники и друзья умершего, позаботившиеся о его вечном
существовании. Мастера прикладывали все свое мастерство для создания
этих усыпальниц, и многие из них стали хрестоматийными памятниками
древнеегипетского искусства.
Например, погребальная камера
гробницы Сеннеджема была покрыта росписями на сюжеты из «Книги
мертвых». Здесь и сцены бальзамирования, и предстояние перед владыкой
царства мертвых Осирисом, и поклонение всем богам загробного мира. На
восточной стене камеры изображены поля Иару, подобие рая, где умерший
мог наслаждаться теми же радостями, что и на земле. В странствиях
Сеннеджема его сопровождает его супруга Иинеферти, а на одной из стен
гробницы представлены все родственники покойного, с которыми его
разлучила смерть.
Многочисленные предметы, найденные
в этой гробнице - саркофаги, ушебти, кровати, предметы туалета, одежда
и многое другое, сегодня являются гордостью многих музеев мира. Ушебти
Сеннеджема, а также несколько предметов из захоронения его сына
Хабехенета, украшают и экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.
Глядя на росписи гробницы
Сеннеджема, Пашеду, Иринефера и других, трудно поверить в то, что они
создавались четырнадцать столетий назад. Однако и по сей день они вряд
ли оставят кого-нибудь равнодушным.
В XI в. до н.э. гражданские войны
и нашествия ливийцев заставили жителей Дейр эль-Мединэ покинуть свои
жилища и спуститься в укрепленный мощными стенами комплекс Мединет Абу.
В греко-римское время гробницы и подполы домов Дейр эль-Мединэ стали
использоваться для повторных захоронений. В начале нашей эры сюда
пришли христиане, которые превратили поселок в монастырь - храм Хатхор
сталь церковью, в гробницы ремесленников жилищами монахов. В это же
время Дейр эль-Мединэ и получил свое название, которое в переводе с
арабского означает «монастырь в городе». В VII в. завоевавшие Египет
арабы вновь превратили это поселение в руины.
Сегодня каждый день здесь бывают
сотни туристов. Они осматривают дома, храмы и гробницы древних
мастеров. А вечером, когда смолкают голоса посетителей, Дейр эль-Мединэ
вновь переходит во владение любящей молчание Меретсегер.
Сергей Иванов
Источник:
|