С
различных точек зрения – исторической, культурной или лингвистической,
Непал является местом соприкосновения и смешения монголоидной расы Азии,
говорящей на языках тибето-бирманской группы, и кавказоидной расы
Индии, говорящей на языках индоевропейской группы. Благодаря своему
географическому расположению Непал на протяжении веков играл важнейшую
роль в торговых отношениях двух гигантов – Индии и Китая. Границы Непала
в разные времена складывались по-разному. Благодаря этому территория
страны, то занимала значительную часть современной Индии, то сужалась до
пределов долины Катманду.
Легенды гласят о том, что в давние
времена долина Катманду представляла собой огромное озеро. Бодхисаттва
Манжушри прорубил хребет, сдерживавший воды озера, и, таким образом, на
его месте образовалась современная долина Катманду. Индуисты, в свою
очередь, утверждают, что великий Кришна ударами молний прорубил ущелье
Чобар, через которое ушла вода озера. Хотите – верьте, хотите – нет,
однако современные учёные согласны в том, что долина Катманду когда-то
была затоплена, а реки долины сегодня текут на юг сквозь узкое ущелье
Чобар.
Первые упоминания о Непале имеют отношение к киратам,
народу монголоидной расы, пришедшему сюда с востока в период VII-VIII
веков до нашей эры. Кираты так же известны как первые правители долины
Катманду, а Яламбар – их первый монарх, даже упоминается в индийском
эпосе Махабхараты. В период правления 28 короля киратов, Будда со своим
учеником Анандой прибыли в долину и на некоторое время остановились в
Патане. Во втором веке до нашей эры великий буддийский царь Индии Ашока
посетил и воздвиг памятную колонну в Лумбини, на месте, где родился
Будда (Лумбини расположен неподалёку от современной границы с Индией).
Ашока также посетил и долину Катманду, а построенные им четыре ступы в
окрестностях Патана, стоят по сей день, напоминая нам о великом
правителе из Индии и его преданности Дхарме. По некоторым сведениям две
знаменитые ступы в Сваямбунатхе и Бодданатхе были реставрированы Ашокой в
тот же период. Одна из ступ, построенных в селении Чабахил по дороге из
Бодданатха в Катманду, ныне растворившемся в большом Катманду,
возвещает о том, что селение было основано дочерью Ашоки Чарумати.
В
III-IV веках нашей эры начало происходить вторжение индоарийских
народностей с юга, что положило конец правлению династии Киратов, а
буддизм постепенно был вытеснен индуизмом. Они принесли с собой кастовое
разделение, действующее в Непале и сегодня, хотя вместе с этим здесь
началась эпоха расцвета культуры и искусства.
Записи,
датированные 476 годом нашей эры, сообщают нам о приходе к власти короля
Манадэва I, основателя новой династии. Сегодня эти надписи можно найти в
прекрасном храме Чангу Нараян, расположенном в восточной части долины
Катманду.
Амсуварман, первый король династии Такуров, пришёл к
власти в 602 году нашей эры, и ему удалось объединить обширные
территории к северу и к югу от долины Катманду. Его дочь Бирикути вышла
замуж за тибетского короля Сонгцена Гампо, и уехала в Тибет, получив в
качестве приданого уникальную статую Будды Акшобьи, расположенную
сегодня в храме Рамоче в Лхасе. Среди буддистов Бирикути почитается как
воплощение Зелёной Тары, одного из женских аспектов сострадания. Её
изображения можно часто увидеть на рисунках тангка – особом виде
тибетской иконографии.
Династия Амсувармана была первой из трёх
династий Такуров, и именно в годы её правления был основан сам Катманду.
В XX веке царь Гунакамадева заложил город Кантипур. Один из деревянных
дворцов, называемый Кастамандап, что значит «Дворец из Дерева», был
построен им же на центральной площади Кантипура, а слово «Кастамандап»
постепенно превратилось в слово «Катманду», что и дало современное
название столице Непала. Кстати, название вполне обоснованное, так как в
городе имеется большое количество деревянных сооружений.
В 1200
году, согласно одной из легенд, когда король Аридэва занимался
тренировкой в боевом искусстве, ему передали известие о рождении сына.
Король пожелал присвоить новорожденному титул Малла, что значит «борец».
Так началась история знаменитой династии непальских правителей,
известной как династия Малла, и вместе с ней – золотой век в истории
Непала. За время правления королей Малла, страна пережила небывалый
расцвет культуры, было построено множество красивейших зданий, которые и
по сей день украшают собой города долины Катманду. Однако ранний период
Малла был омрачён несколькими весьма печальными событиями: сильнейшее
землетрясение потрясло долину, убив тысячи людей, а вторжение с
северо-запада воинственных кочевников повлекло за собой разрушение
Патана в 1311 году – одного из важнейших городов долины.
В ранний
период правления королей Малла, Непал состоял из нескольких княжеств, а
в самой долине Катманду было три независимых города-государства –
Катманду, Патан и Бхактапур. Каждый из них был отделён друг от друга
крепостной стеной, а в центре каждого из этих городов была центральная
площадь, королевский дворец и множество храмов-пагод. Правители
соревновались между собой в сооружении величественных зданий, и в наши
дни, несмотря на то, что все города долины практически слились в один
большой город, мы можем полюбоваться на прекрасные здания площади
Дурбар, имеющейся и в Катманду, и в Патане, и вБхактапуре. В 1372 году,
пришедший к власти король Джаястити Малла объединил города долины в одно
королевство, сперва взяв, Патан, а десять лет спустя – Бхактапур. В XV
веке искусство и культура Малла достигли своей вершины, а в период
правления Якша Малла (1428-82) границы Непала проходили вдоль Ганга на
юге, по окраинам Тибета – на севере, по берегам реки Кали Гандаки – на
западе, а на восточным соседом стал Сикким. С его смертью, страна снова
начала раздрабливаться на враждующие княжества, и последующие два века
стали периодом политических междоусобиц. Упадок династии Малла открыл
дорогу другой династии королей.
Маленькое королевство Горкха,
расположенное на пол-пути из Катманду в Покару, постепенно усиливалось, а
правители местной династии Шах мечтали о покорении богатой долины
Катманду. В 1768 году Притви Нараян Шах, девятый король династии Шах,
завоевал долину и перенёс свою столицу в Катманду. Правители этой
династии правят в Катманду и сегодня. Вскоре после
захвата Катманду, началась сложная история длительных войн Непала с
китайскими войсками в Тибете, закончившаяся поражением Непала, и тяжёлой
контрибуцией, которая выплачивалась Китаю до 1912 года. Следующий
период времени, продолжавшийся до середины XX века, проходил под знаком
распространения влияния британских колонизаторов в Азии. Несмотря на то,
что власть в Непале никогда не переходила в руки англичан, границы
страны претерпели значительные изменения, и установились в том виде, в
котором мы знаем их сегодня.
В 1989 году разрастающееся народное
движение инициировало многочисленные демонстрации и акции протеста,
которые были встречены вооружённой реакцией со стороны властей. Во время
разгона демонстрации протеста погибло 300 человек. Однако 9 апреля 1990
года король Бирендра объявил по радио о своём решении снять запрет на
создание политических партий и создании института конституционной
монархии.
В мае 1991 года были проведены первые выборы в
парламент, состоящий из 205 мест. Непальский конгресс получил 37,75%
голосов (110 мест), а марксистко-ленинская коммунистическая партия
получила 27,98% голосов (69 мест). Таким образом, влияние
коммунистических и социалистических движений в Непале очень усилилось,
что достаточно усложнило политическую атмосферу в Непале. Частые
забастовки приводит к ослаблению экономики и общей нестабильности в
стране. Трагические события последнего времени, повлёкшие гибель
королевской семьи, ещё более усложнили ситуацию в стране, но по
некоторым сведениям новый король намерен стабилизировать ситуацию,
следуя весьма жёсткой политической линии.
Религия
По официальным
данным, более 80 процентов населения Непала исповедуют индуизм, менее
10 процентов исповедуют буддизм, и лишь малая часть населения исповедует
ислам и христианство. Однако, на самом деле, порой практически
невозможно провести грань между буддизмом и индуизмом. Будда родился в
VI веке до нашей эры в Лумбини, расположенном на нынешней территории
Непала, однако буддизм пришёл в Непал в III веке до нашей эры благодаря
индийскому императору Ашоке (смотри статью «История») и в течение
непродолжительного периода был государственной религией государства.
Позднее индуизм вытеснил буддизм с главенствующих позиций и в Индии, и в
Непале. И если в Индии буддизм уже практически не возрождался, то в
Непале он возник снова в VIII веке нашей эры благодаря проникновению из
Тибета тантрической школы Ваджраяна. Сегодня буддизм этого направления
практикуется в высокогорных районах Гималаев среди народностей шерпа и
таманг. В результате китайской оккупации Тибета и культурной революции
тысячи тибетских беженцев устремились в Непал, пытаясь найти убежище от
преследований. Также как в Индии, в Непале образовалась большая
тибетская община, очень самостоятельная и жизнеспособная. В числе
тибетцев, нашедших свой дом в Непале, есть множество сильнейших мастеров
буддизма, поэтому роль последнего в жизни непальского общества
значительно возросла.
Индуизм
Непала не совсем похож на индуизм, распространённый в Индии, и
отличается сильнейшим влиянием буддизма. Пантеон тантрических существ и
аспектов был принят в ряды индуистских богов, а во многих случаях были
найдены «эквиваленты». Например, Авалокитешвара, бодхисаттва
сострадания, стал в непальском индуизме Локешварой, манифестацией бога
Шивы, а также часто ассоциируется с Махендранатом, одним из наиболее
почитаемых богов в долине Катманду.
Одним из
главных факторов, оказавших влияние на такое сочетание двух религий,
является идея того, что Будда считается манифестацией Вишну, одного из
трёх главенствующих богов индуистского пантеона. Если Брахма в индийской
космогонии считается изначальным создателем всего сущего, Шива играет
роль разрушителя и воссоздателя, то Вишну представляет собой аспект
сохранения мира и проявляется на физическом плане в виде учителей,
посланников, вообщем всех тех, кто несёт людям знания о спасении в
тяжёлые времена. Известными воплощениями Вишну были Рама и Кришна.
Некоторые учителя утверждают о том, что Моисей и Иисус, несомненно,
являлись манифестацией Вишну. Поэтому Будда, имеющий самое
непосредственное отношение к Индии, вполне может считаться его
проявлением, и тем более почитаться индуистами.
Долина Катманду –
одно из редких мест в мире, где можно увидеть индуистские храмы,
изобилующие атрибутами буддизма – молитвенными колёсами, многочисленными
изображениями тантрических божеств и символами Ваджраяны. Как индуизм,
породивший кастовую систему, уживается с буддизмом, её отрицающий, –
большой и интересный вопрос. Может быть, побывав в Непале, посетив
удивительные и таинственные непальские храмы, вы найдёте ответы на этот и
другие вопросы.