Баниас (Паниас, Кесария Филиппова, Нерониас) (араб. بانياس) — древний
город у северного подножия Голанской возвышенности у истоков Иордана.
Из
большой пещеры, полуразрушенной землетрясением, вытекает речка Баниас —
самый большой из трёх истоков Иордана. Эту речку называют ещё Хермон,
потому что она берет начало у подножия горы Хермон. История
В древние времена считалось, что невозможно измерить протяженность
пещеры, и поэтому люди полагали, что её продолжение - в восточном
Заиорданье. Легенда повествует, что Моисей, которому не дано было войти
в Землю Обетованную, страстно просил Господа, чтобы Он дал ему пройти
хотя бы через эту пещеру.
Речка Баниас плавно течет по равнине,
но, попадая в гористую местность, пробивает себе путь среди застывшей
лавы и нагромождения скал. Оба её берега густо покрыты высокими
деревьями и кустарниками. Может, поэтому древние жители города назвали
город Паниас в честь греческого бога лесов и полей Пана, а в высеченной
в скале нише недалеко от большой пещеры поставили статую этому богу,
густо покрытому шерстью.
Пан как божество стихийных сил природы
наводил на людей панический страх. Недаром христиане причислили его к
бесовскому миру, именуя его бесом полуденным, а паломники называли
город Паниас городом лешего.
Видимо, город был основан в IV—III
вв. до н. э. Под нишей в скале, где стояла статуя Пана, до сих пор
сохранилась греческая надпись, в которой упоминается нимфа Эхо. Эхо
была наказана за болтливость и поэтому могла произносить только
окончания слов. Легенда повествует, что, когда Пан впадал в буйство и
начинал сбрасывать с гор тяжелые валуны, Эхо стояла рядом и повторяла
окончания криков перепуганных пастухов.
Паниас попал во владения
Птолемеев, преемников Александра Македонского, правивших в Египте. В
200 г. до н. э. Паниас упоминается историками в той связи, что там
происходил знаменитый бой между Птолемеями и их вечными противниками
Селевкидами, тоже преемниками Александра Македонского, правившими в
Сирии.
Когда римляне захватили Иудею, император Август подарил
Паниас своему другу Ироду Великому, и тот возле пещеры с каменными
нишами выстроил святилище в честь Августа.
Сын Ирода Филипп
получил в наследство Голаны, Башан и Паниас. Он то и превратил Паниас в
столицу округа. В знак благодарности римским покровителям он
переименовал Паниас в Кесарию. Но, чтоб не возникла путаница с другими
Кесариями, скромно добавил «Филиппа».
Кесария Филиппа упоминается в Новом Завете:
"Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих:
за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? И когда Пётр ответил
ему: "Ты — Христос, Сын Бога Живого", тогда Иисус сказал ему: " ты -
Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; И
дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет
связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на
небесах" (Мф.16:13,16-19)
Правитель Ирод Агриппа,
находившийся под римской властью, переименовал Кесарию Филиппову в
Нерониас в честь императора Нерона. Это название продержалось до конца
II в.
После разрушения Второго Храма в Паниас прибыл Тит с
армией победителей: « Надолго остановившись там (в Паниасе), устраивал
многочисленные зрелища; и многие из пленников были погублены там; одни
- будучи отданы на растерзание зверям, другие - по принуждению сражаясь
друг с другом толпами» (И. Флавий, Иудейская война, кн. УП, гл.2, § 1).
В
городе были две еврейские общины: одна — так называемая вавилонская, а
другая — караимская. У каждой был свой суд. Из рукописей Каирской
генизы известно, что евреи называли часть города, где они жили,
"Мединат Дан" (страна Дана). Они находились в полной уверенности, что
живут в библейском Дане. Видимо, путаница произошла из-за того, что они
не могли себе даже представить, что от древнего Дана осталась крошечная
деревушка.
С приходом мусульман впервые утверждается название
Баниас (вместо «п» мусульмане произносили «б»). Согласно описаниям
арабского географа, по богатству и уровню жизни город соперничал даже с
Дамаском. Еврейская община существовала здесь до XI в. За несколько лет
до прихода крестоносцев в Баниасе начались еврейские мессианские
брожения: один из проповедников призывал покинуть город, «ибо через
несколько лет Господь соберет свой народ в Иерусалиме». Но убежали
евреи из Баниаса из-за приближающейся армии крестоносцев. Крестоносцам
не пришлось сражаться за Паниас. Ворота города им открыл тогдашний
мусульманский правитель. Затем арабы отбили Баниас у крестоносцев. А
ещё через восемь лет крестоносцы вернули себе Баниас после тяжелой
битвы. Город захватывали то туркмены, то крестоносцы, то правители
Дамаска. В 1164 г., после многочисленных атак, Баниас перешёл в руки
мамлюков. Потеря Баниаса оказалась роковой для крестоносцев.
Иерусалимский патриарх писал: «Потерян ключ, врата и защита для всего
Иерусалимского королевства».
Неоднократные попытки крестоносцев
вернуть себе город не увенчались успехом. В 1260 г. пришедшие в
Палестину монголы захватили Баниас, но тоже всего на несколько месяцев,
после чего мамлюки вернулись в Баниас. Город продолжал играть важную
роль в империи мамлюков. В XVI в. во время турецких завоеваний
город пришёл в упадок. Его жители разбрелись кто куда, и с годами
заброшенные дома заселили пастухи, но и они жили в них только в сезон
дождей.
В новое время, когда Баниас оказался на территории Сирии, сирийские солдаты использовали его в качестве наблюдательного пункта,здесь была арабская деревня Баниас.
Отсюда хорошо просматривались киббуцы Дан и Дафна, долина Хула. Но в
Шестидневную войну Армия Обороны Израиля, пройдя через Баниас на Хермон
и Голаны, отвоевала Баниас.
Теперь на месте этого древнего города расположен один из красивейших заповедников.
Заповедник Баниас
Сразу со стоянки машин, открывает вид на те места в горе, где ранее стоял храм греческому богу Пану. В
нишах, вырубленных в скале, когда-то стояли статуи богов. Это все, что
сохранилось от стоявшего некогда здесь эллинистического храма Паниас. Следуя
по тропе, подходим к римскому мосту, построенному над сливающимися
ручьями Говта и Баниас (Хермон). Мост, кажется, как будто вырублен в
скале из цельной породы, на самом же деле построен из больших, тесаных
камней, и покрыт известковым туфом. Продолжая идти вдоль ручья,
встречаем много водопадов, кстати,тот, кто приедет сюда в сезон сбора
малины будет вознаграждён щедростью этого места. Вдоль все маршрута
произростают кусты малинника.
Далее по дороге встретилась
электростанция, по-моему, уже давно не работающая, но являющая собой
каменную громаду, выглядывающую из-за листвы. Пройдя ещё немного,
встречаем ещё одно здание, на этот раз водяную мельницу, и звать её
Матруф. У мельницы имеется три колеса, на которые падает вода, которые
в свою очередь соединены с жерновами. Двое из колёс по-прежнему в
рабочем состоянии и жители близлежащих деревень Массада и Эйн-Киния,
как и в былые времена , мелят там своё зерно. Третье колесо
использовали для давления оливок, но, к сожалению, оно уже не работает.
Возле
мельницы стоит маленькая хибарка мельника, возле которой лежат дрова,
стоит старая кровать и вообще всё место необычайно располагает к тому,
чтоб посидеть там за чашечкой кофе или чаю и просто посмотреть на
водопады, и послышать шум воды.
От мельницы тропа ведет к замку
Агрипы, где, поднявшись по ступеням, увидели, что войны и землетрясения
оставили потомкам. Грандиозных стен почти не осталось, но есть
несколько подземных переходов. В центральном из них, под плитами пола
протекает ручей. Раскопки показывают нам, из каких могучих камней было
построено данное строение. Флавий в своё время описывал камни, из
которых были построены городские стены, измеряя их в локтях. Глянув на
камни этой постройки, понимаешь, что тут можно приложить не один локоть.
Водопад Баниас
Следуя от парка Баниас в сторону Кирьят Шмоны, по 99-ой дороге,
примерно через пол километра ,мы сворачиваем налево ,на водопад Баниас.
От
автомобильной стоянки у киббуца Снир тропинка длиной примерно в 100
метров приводит к смотровой площадке, открывающей вид на Хермон, крепость Нимрод и друзские деревни. Отсюда начинается спуск в ущелье по вырубленным в его
склонах ступеням. На протяжении всего спуска, на определённом расстоянии друг от друга стоят скамейки для отдыха и созерцания. Спускаясь,
слышим шум водопада, по окружающим нас камням бегают ящерицы, справа
открывается бурное пенное течение ручья. Спускаемся с фотоаппаратами,
что бы запечатлеть, мощь это горного потока и продолжаем дальше. А
дальше нас ждет самое интересное...
Два водопада. Правый большой и левый
маленький с шумом и брызгами низвергаются с высоты и, падая вниз,
поднимают фонтаны брызг, вода вокруг пенится, низкие ветви деревьев
скрывают часть водопада, а вода, упав с высоты, продолжает свой бег
вниз по прорезанному в камнях руслу. Возле водопадов построена деревянная смотровая
площадка, с которой можно любоваться водопадом, и фотографировать как
сам водопад, так и самих себя, на его могучем фоне.
Зрелище - впечатляющее!