На севере Африки, где тысячелетия назад
финишировали караваны, сумевшие дойти из Страны Чёрных «дорогой золотых
колесниц», ныне лежит страна, одиозное название которой, как правило,
настораживает любого представителя западной цивилизации: Социалистическая
Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Все главенствующие посты в ней уже давно
принадлежат одному человеку,- полковнику Муаммару Каддафи.
Но он – не диктатор. В своей
знаменитой «Зелёной книге» этот арабский лидер, отвергнув и коммунизм, и
капитализм, разработал «Третью мировую теорию»- джамахирию, обеспечивающую
подлинную власть народу. Плоды этого курса может увидеть каждый, кто захочет
приехать в столицу – Триполи, или ещё в десяток небольших ливийских городков,
протянувшихся узкой полоской вдоль Средиземного моря. Южнее этой приморской
полосы лежит Сахара – величайшая из пустынь планеты и теорию развития там
определяет разумный песок…
Мы стали первой российской экспедиционной
группой, которой власти разрешили проехать на юго- запад через всю эту Великую
пустыню. Разумеется, мы не объясняли им, что хотим добраться до Африканского
«Эльдорадо». Взяв мини-аппаратуру, с
нами ехали съёмочные группы телевизионных программ «Русский экстрим» и
«Незнакомая планета». Ехали они под видом туристов, т.к. телерепортажи о стране
запрещены. Тюрьма грозит, также, за ввоз алкоголя, еду на улицах, внебрачные
сексуальные связи и прочие шалости…
Задумав повторить путь братьев-насамонов и майора
Лэнга, наша экспедиция брала старт из города Лептис-Магна, а вернее – из его
грандиозных развалин.
За
тысячу лет до нашей эры эта часть средиземноморского побережья Африки звалась
Триполитанией, по трём финикийским городам, входившим в её состав: Эа
(современный Триполи), Сабрата и Лептис-Магна. Они были, сначала, обычными
торговыми факториями для золотых караванов с юга, а затем стали и
городами-портами для огромного и вольного флота пиратских адмиралов,
контролировавшего всё Средиземноморье.
Наибольшего
расцвета города Триполитании достигли с приходом сюда римлян (II-III вв.н.э.).
Великолепная архитектура зданий из привозного мрамора поражала воображение
современников. Да и сейчас эти, самые грандиозные и древнейшие в Африке руины восхищают каждого, кому посчастливится
их увидеть.
Мы
бродили среди безлюдных, прекрасно сохранившихся римских дворцов и храмов,
восхищаясь фантастическим форумом Септимия Севера, грандиозными термами,
рыночной площадью, великолепнейшими колоннадами, прекрасно сохранившимся
огромным театром, с верхних ступеней которого можно бесконечно смотреть на
нескончаемую гладь бирюзового моря.
На
огромном ипподроме будто слышен до сих пор топот копыт стремительных колесниц и
рёв многотысячной толпы, а в лабиринтах амфитеатра порой мелькают тени
гладиаторов, готовых выйти на арену для своей последней схватки…
Да,
немало африканского золота было вложено в роскошь городов римской Триполитании.
А ещё больше – человеческих жизней, всегда ценившихся у людей дешевле, чем
жёлтый металл.
Старт экспедиции
- Лабас!- здравствуйте, так
приветствовали нас на своём языке водители джипов. Они – городские туареги, вероятные
потомки великих магов-гарамантов и никто кроме них не согласился бы пересечь с
нами величайшую пустыню. Руководит ими Жамааль – рослый и широкоплечий, с
мужественным профилем и командным голосом. Манеры явно выдают в нём военного
человека, но мы и не сомневались в том, что в закрытой стране к нам придадут
особиста. Нарекли его «полковником» и делали вид, что не догадываемся о его
знании русского языка.
Мы выезжаликурсом на юг, собираясь делать многодневные
броски отодного оазиса к другому и
двигаясь тем самым направлением, которым месяцами шли, когда-то, караваны
братьев-насамонов и Александра Лэнга.
Старенькие «Тойоты» доверху были загружены
продовольствием, запасной резиной, водой на три дня и канистрами с бензином
(расход в пустыне – 40
литров на 100
км. и дай бог, чтобы его хватило на 1000 км. по пескам Сахары,
до первого на пути оазиса-городка Сабха.
«Великая Пустыня», как называли её
португальские мореплаватели
14-15 веков, занимает
почтитреть Африки и делится между
десятью государствами. С севера на юг она простирается на 2000 км., а с запада на
восток – почти на 5000 км.
Арабы назвали её «Ассахара» и это название прижилось в дальнейшем. Почти 11
млн. кв.км. занимает её площадь! Это пятая часть всех пустынных земель нашей
планеты! И хотя песка здесь больше, чем во всех других пустынях, вместе взятых,
в самой Сахаре он занимает только 20% площади. Остальная территория – это
плоские, как стол, песчано-гравийные и каменистые пустыни (гамады и сериры),
а также дикие скалистые нагорья, поражающие фантастическими пейзажами.
Три дня бесконечной гонки по пескам в
спец.машинах, с навигацией по GPS и запасом
воды – разве можно сравнить возможности нынешних путешественников с тем, как
шли здесь неторопливые караваны тысячелетия назад?
Тем
не ме6нее, эти первые трое суток в Сахаре показались нам едва ли не знойным
адом днём и леденящей преисподней ночами. А каково было им, тем, которые
прячась от палящего солнца и экономя каждый глоток воды, передвигались только
ночами, ориентируясь по звёздному небу, и преодолевая за один переход не более 50 километров. Ведь
путь наших трёх дней составлял для них все двадцать! И в каждый такой день
можно было умереть либо от жажды, либо от острых мечей гарамантов. Недаром в
пустыне говорят, что вся «Дорога золотых колесниц» - это засыпанные песком
бесчисленные скелеты верблюдов и их погонщиков…
В обширном оазисе притулился «городок» Сабха.
Своим, неплохим для пустыни состоянием, он обязан великому сыну: М.Каддафи родился
здесь, тут же, до сих пор, живут его мать и сестра. Мы с наслаждением пили в
сумерках холодное пиво и с трудом представляли себе радости, которые испытывали
от желанных глотков воды древние караванщики, добиравшиеся живыми хотя бы до
первого большого колодца…
Далее, наша экспедиция двинулась вглубь
песков Сахары, держа направление на оазис Джерма, расположенный в вади
«Аль-Аджьяль». Словом вади в Северной Африке называют
сухие русла рек (то, что в Монголии - сайры,
в Австралии – крики, в Америке – аройро). Ведь в глубокой древности
по пустыням текли полноводные реки и их высохшие отпечатки тянутся теперь среди
песков на десятки и сотни километров. Говорят, что с помощью магических
заклинаний гараманты могли вызывать из-под земли воду в эти русла, что и
позволяло поить караваны.
Три тысячи лет назад нынешний городок
Джерма звался Гарамой, располагался практически на трети «Дороги золотых
колесниц» и был столицей владений гарамантов,- могущественного народа воинов-магов. Осматривая
их древние могилы, которых тут более 45 тысяч, мы даже и не предполагали, что
судьба совсем скоро столкнёт нас, в невероятном приключении, с потомками
древнейшего племени.
Хозяева Сахары
Откуда племена этих светлокожих,
худощавых и высоких мужчин, и изящных красивых женщин появились когда-то в
Африке,- до сих пор не известно. Ныне говорят, что они принадлежали к белой
средиземноморской расе и являлись одним из тех таинственных «народов моря»,
который перебрался на новый материк в XV-XIIвеках
д.н.э. Пришельцы быстро создали на севере Африки огромное и могущественное
государство – Гарамантиду. Высокие, длинноногие жители его носили белые одежды,
красные плащи и плетёные сандалии, а головы украшали страусиными перьями. Это
был отчаянный и задиристый народ. Геродот писал о них, как о воинственных
племенах, проникавших, на запряжённых четвёрками лошадей колесницах, глубоко в
степные, ещё тогда, просторы северной Африки. ( Позднее, в армии Ганнибала
конники-гараманты составляли даже целый кавалерийский корпус!). А до того - вся
Сахара была под их контролем!Каждый мужчина-гарамант
постоянно носил на левом запястье тонкий кинжал, на правом боку – тяжёлый,
метровой длины, прямой мечь-такубу (мы привезли такой меч и
подарили его московскому Музею народов Востока), а на груди – серебряный амулет
жреца.Такой всадник, с лицом, укутанным
до глаз белой или синей чалмой-повязкой, называемой тагельмус - надолго стал для
жителей пустыни символом мужества и чародейства.
Гараманты
прекрасно владели приёмами магии, позволявшими им чувствовать себя в
безжизненной пустыне – как дома. И не мудрено: по тайным повериям, эти
волшебники никогда не умирали: их Души выходили из песка и после смерти вновь в
него возвращались.
Культ
смерти был одним из наиважнейших в их повседневной жизни, а у умерших даже был
собственный мистический город. Его камеры-могилы уступами поднимались по
склонам скалистых холмов, разделённые узкими улочками. Вечерами, многие гараманты
укладывались спать в погребения к родственникам, желая пообщаться с ними во
сне, посоветоваться, услышать пророчества. Наиболее страшные клятвы давались
ими только на могилах «самых уважаемых людей», представлявших из себя
величественные атриумы. А смерть друга или родственника являлась большим
праздником и такие похороны отмечались пышной трапезой. А если кто-то из
гарамантов доживал до шестидесяти лет, то должен был добровольно удавиться
бычьим хвостом. Того, кто не решался сам – под радостные крики и смех друзей
душили жрецы особого племени, жившего вместе с гарамантами. Их звали «чёрными
эфиопами». (Кстати, эти жрецы смерти исчезли вслед за гарамантами, но мы нашли
их(!), правда совсем вдругой нашей
экспедиции - по Эфиопии, о чём также расскажем позднее…).
Для
хозяев пустыни, к тому же – магов, видимое отсутствие воды никогда не было
проблемой. Зная, что она содержится буквально во всём, гараманты умели вызывать
как водные потоки из скал, так и капли жидкости из самого маленького камня. От
окружавших Гараму возвышенностей к ней тянулись особые ходы-фоггары, по
которым, практически из горных пород, круглый год текла к домам хрустальная
вода. Сами же дома были сделаны из полупрозрачных соляных блоков.
Находясь
в любой точке Сахары, эти чародеи могли видеть абсолютно всю её поверхность и
каждого путника на ней. Это позволяло им легко замечать недружественные
караваны с золотом и стремительным налётом захватывать их.
Любую
жизнь они рассматривали, как весёлую и кратковременную игру-забаву, а посему не
боялись её утраты ни для себя, ни для других.Потому и нравы гарамантов были
весьма свободными. К примеру – каждая женщина вела жизнь амазонки и почиталась
по числу своих возлюбленных. А когда любой ребёнок достигал возраста одного
года, собрание мужчин объявляло отцом того, на кого он был более всего похож.
Не
мудрено, что вокруг такого необычного племени возникло множество легенд. Тот же
Геродот намекал на происхождение их от легендарных Атлантов. Платон такжеверил в африканскую Атлантиду. В наш век
сторонником идеи, что мифическая Атлантида находилась в том районе, где сейчас
лежит Сахара, явился профессор Лионского университета – Берлиу. Его поддержал и
известный немецкий геолог Борхардт.
В
1925 году, на раскопках величественного древнего кургана-захоронения в Абалессе,
на западе от сахарского Хоггара, был найдена мумия, явно не ординарной женщины.
Она лежала в красном кожаном платье, на покрытой неизвестной письменностью
резной доске и была усыпана множеством великолепных украшений из драгоценных
металлов и камней. Правую руку облегали семь золотых жреческих браслетов, а
левую – семь серебряных. В захоронении находилось множество иных разнообразных богатых
даров и жертвоприношений.
Тогда была озвучена версия,
что найдены останки Антинеи – последней королевы Атлантов. И пока ещё никто не
опроверг этой версии…
Как бы там ни было, гараманты
действительно были таинственным племенем, появившимся, неизвестно откуда, а
затем будто бы исчезнувшим, неизвестно куда.
Дело в том, что когда, с 7-го
века н.э., многотысячные волны арабских переселенцев стали активно осваивать
северные районы Африки могущественные гараманты, почему-то, без особого
сопротивления стали уходить от них всё южнее и южнее в бесконечные пески, в
засушливые, и гористые районы Аххагар и Тассили, становясь разбойниками. Они стали грабить богатеющие арабские поселения в
оазисах, и контролировать караванные пути в пустыне, отбирая золото у
мусульманских купцов.
Те прозвали их «таувариками»,
т.е безбожниками.
Принято считать, что именно от этого прозвища
и пошло наименование более позднего народа Сахары – туарегов.Последним конечно лестно считать себя
потомками «Атлантических магов Сахары», но туареги – также гордый народ, а
потому говорят, что корни их идут от легендарной праматери и великой
правительницы, царицы Сахары – Тин Хинан. Она была амазонкой и пришла в Хоггар
со своей служанкой из южной области нынешнего Марокко, называвшегося Тафилалет.
Именно Тин Хинан и стала первой
«таменокальт» (царицей) для всех туарегов. И именно её захоронение и нашли,
якобы, археологи в 1925 году. Множество паломников и теперь приходит на эту
могилу, творящую, как говорят, чудеса исцелений.
Теперь
пора рассказать и о туарегах, т.к. именно они переняли у гарамантов почётную
миссию детей и хозяев великой пустыни.
Туареги создавали в глухих и
труднодоступных уголках Сахары свои жёлтые глинобитные городища. В центре их,
вокруг колодца, строились высокие многоэтажные продовольственные склады, более
похожие на
пчелиные соты. Каждая семья
имела в них свою ячейку, заполненную большими амфорами для хранения различного
зерна, фиников, масла, мёда, воды и других продуктов, большинство из которых
было данью, собираемой с торговых караванов. Вокруг такого склада тесно, стена
к стене, располагались небольшие жилые домики с плоскими крышами.
Внутреннее пространство продовольственного
склада служило крепостью, куда туареги укрывались при осадах.Специальные ячейки
имели узкие бойницы наружу, для обстрела неприятеля.
С 18-ти лет юноши посвящались в воинов и
были обязаны постоянно носить тагельмус (шаш-араб.), спуская его до
подбородка лишь при еде.
Женщины туарегов свои лица не
закрывали. Их общественное положение даже было выше, чем у мужчин. Только они
учились грамоте и сохраняли свою письменность-томашек. По линии матери
велось и родство. Даже главным мужским родственником детей являлся не их отец,
а старший брат их матери! Естественно, многожёнство у туарегов исключалось…
Общественные отношения в племени были не
простыми. Оно делилось на несколько семейственных, т.н. «барабанных» групп,
возглавляемых старши-нами. Последние выбирали себе вождя-аменокаля. Однако, мать
вождя могла наложить запрет на любое его решение.
Существовали и индивидуальные касты. Имошаги
– благородные туареги-воины. Инеслемены – были религиозными
жрецами. Имгады – пасли лошадей, коз, а позднее и верблюдов. А икланами
называли рабов, захваченных в караванных набегах.
Ныне большинство туарегов
ассимилировались среди арабов, приняли ислам и подрабатывают на нефтепромыслах
и соледобыче. Об их принад-лежности к древнейшему народу теперь свидетельствуют
только «фирменные» повязки-тагельмус, носимые по-прежнему с гордостью и
достоинством.
Однако, в самых глухих районах Сахары ещё
до сих пор кочуют племена вольных туарегов, называющих себя имошагами
(свободные). Они считают, что в пустыне есть всё, что нужно настоящему имошагу,
а чего в ней нет, так то имошагу и не нужно. Эти воины пустыни ушли прочь от
цивилизации и воды, делающих людей своими рабами. Они пошли на невероятные
лишения, но сохранили свою самобытную культуру…