Тимбукту
В эпоху позднего Средневековья не было в Черной Африке другого
города, столь часто заставлявшего европейских ученых приходить к
фантастическим заключениям, как легендарный Тимбукту
Его
описание впервые встречается в арабских хрониках. "Гаванью в пустыне"
назвал Ибн Хальдун это необычное поселение на перекрестке пяти
караванных путей, по которым переправлялись на южный край Сахары
несметные сокровища. В каталонском атласе времен Карла V город был
обозначен как "Тенбух", а в 1426 году итальянский географ Беккари
сообщал о "Тумбетту", очевидное богатство которого угадывалось в
мечетях с высокими башнями, в украшенных золотом дворцах.
Шотландец Лейнг был первым европейцем, в начале XIX века добравшимся до
этого города в верхней излучине Нигера. Свой отчет он никому передать
не сумел, потому что на обратном пути был убит людьми из его же отряда.
Переодетый арабом французский путешественник Рене Кайе в 1828 году
прибыл в окутанный легендой город, где к своему удивлению вместо
сверкающих золотом дворцов обнаружил лишь грязные, полуразвалившиеся
глинобитные домишки и жестокую нужду.
Наиболее точное описание Тимбукту принадлежит перу немецкого
путешественника Генриха Барта: в середине прошлого столетия он прожил
там целый год. Описание Бартом людей, торговли и архитектурного стиля
даже сегодня почти не утратило достоверности.
Прошлое Тимбукту теряется во тьме истории. Основанный, видимо, в XII
веке поселок "Колодец стражницы Букту" ("Тим" на туарегском языке
означает "колодец") сначала был просто местом отдыха пастухов-туарегов,
перемещающихся между Нигером и пустыней.
Постепенный
расцвет Тимбукту начался после покорения верховьев Нигера народом
малинке (иногда его называют мандинго). Берберы-мусульмане из
родственного маврам племени мессуфа, черные рабы и арабские торговцы
поселились в разделенных по этническому принципу кварталах. Столица
государства Мали быстро превратилась в значительный торговый центр. Из
родственного города Дженне купцы привозили золотой песок, слоновую
кость, кожу, орех колы и рабов на перевалочный пункт Тимбукту, откуда и
товары, и люди переправлялись через Судан в северном направлении.
Обратный поток обеспечивал Тимбукту солью, шелковыми тканями и другими
предметами восточной роскоши.
"Суданский гуманизм"
В 1325 году паломник Канхан Мусса на обратном пути из Мекки надолго
остановился в Тимбукту и украсил город великолепными дворцами и
мечетями. Тогда и была построена возле Мадуга, резиденции местного
правителя, мечеть Джингеребер - прямоугольная в плане, с плоской крышей
и глинобитными колоннами. Полностью выдержанный в "суданском стиле"
приземистый конический минарет сужается кверху и увенчан сглаженными
ветром и непогодой глиняными башенками. По углам здания были построены
многочисленные глиняные башни в форме сахарных голов. Во дворе -
захоронения арабов из нынешнего Алжира.
Благодаря основанному позже университету (он, как утверждают,
насчитывал 20000 студентов и состоял из 180 медресе) Тимбукту
превратился в знаменитейший учебный центр мусульманской части Западной
Африки. Ученые родом из Феса и Каира стали основателями "суданского
гуманизма", завоевав прочную славу главным образом в области риторики,
правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, они собрали
обширную библиотеку.
Мечеть солеторговцев
Приземистым минаретом пирамидальной формы выделяется вторая мечеть,
Санкоре, в северо-восточной части города. Ее архитектурное решение было
доверено андалузскому поэту Эс-Сахели. Эта мечеть, расположенная в
бывшем квартале крупных солеторговцев, как и Джингеребер, была
полностью перестроена в XVI веке. Она выделяется примечательным
фасадом: декоративно вынесенные вперед, выступающие угловые столбы из
обожженной черепицы украшены выступающими капителями. Входные двери в
мечеть, северо-восточную часть которой все сильнее засыпает песок,
украшены древним мавританским орнаментом. В XV веке транс-сахарсая
торговля пережила невиданный подъем: у португальских и итальянских
купцов, которые получали благородный металл от своих магрибских коллег,
страсть к золоту стала попросту непомерной. С вторжением марроканцев
блистательный период истории Тимбукту завершился. После изгнания
религиозной элиты число жителей стремительно уменьшилось, и в 1780 году
Тимбукту был завоеван французами.
Старинные дома горожан
О былом великолепии Тимбукту можно и сегодня составить впечатление по
мало изменившимся жилым домам XV и XVI веков; узкие карнизы и фризы из
песчаника или обожженной черепицы разделяют фасады по горизонтали. У
более старых построек еще встречаются традиционные, искусно выпиленные
полуциркульные мавританские окна по марокканскому образцу. Витиеватые
резные узоры, частью окрашенные красным и зеленым, украшают деревянные
дверные рамы жилых домов, куда входишь через просторный вестибюль без
окон. Над стенами, выкрашенными белой или небесно-голубой краской,
мастера возводили крыши из коротких жердей: дерева в Сахаре, конечно,
всегда не хватало. Глинобитные полы посыпаны мелким чистым песком.
Источник http://www.travel.rin.ru
Источник:
|