АНГКОР (Камбоджа, Индокитай)
Затерянный в непроходимых джунглях Камбоджи город Ангкор, древняя
столица кхмеров, хранит в себе немало тайн. Этот построенный более
восьми столетий назад город своими размерами и заключенными в нем
математическими пропорциями отражает законы устройства мира и
космические циклы времени. На стеле в королевском дворце археологами
была найдена загадочная надпись: «страна Камбу аналогична небу».
Есть в Камбодже, севернее озера Тонлесап, удивительное
место Ангкор, что значит «город». Это один из самых крупных храмовых
комплексов в мире. На площади 200 кв. км расположено почти две сотни
культовых сооружений.
Ангкор — не совсем город, а скорее город-храм, размеры которого поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг!
Он расположен в долине реки Меконг приблизительно в 240 км к
северо-западу от столицы Камбоджи Пномпеня. Много столетий город хранил
свои загадки и никто не подозревал о его существовании. Величественные
развалины были обнаружены в джунглях французским.
Много столетий город хранил свои
загадки и никто не подозревал о его существовании. Величественные
развалины были обнаружены в джунглях только в 1850 г
Был город (многие говорят, что
это более похоже на сеть городов, связанных между собой). Он строился
400 лет. Там были храмы, больницы (не менее сотни больниц!),
библиотеки, мосты, дороги, уникальная ирригационная система,
позволяющая собирать 4 урожая риса в год. Была огромная империя. И
были, конечно, войны. С тямами и таями. Чего не поделили все эти народы
– никто уже точно не может сказать. Но сиамские войска полностью
захватили город. И великая цивилизация погибла. Ушли строители, ушли
жители, ушли служители храмов и даже завоеватели. Почему? Существуют
разнообразные мнения: традиционные послевоенные эпидемии, а может,
жители посчитали город обесчещенным, кто знает? Давались и мистические
объяснения: дескать, некий проект был уже просто выполнен.
А ведь Ангкор несет в себе и тайну. Тайна знаний древних математиков и астрономов. Вид
из космоса на Ангкор сверху дает удивительную картину карты звездного
неба, но того звездного неба, которое существовало 10500 лет назад до
нашей эры! И это никак не объяснимо. Жорж Кодэ – французский археолог –
назвал некоторые храмовые ансамбли мистичесим центром исчезнувшей империи...
В
1860 году в Индокитай приехали французские колонизаторы. Здесь, на
берегу озера Тонлсап, они услышали легенду о прекрасном городе Ангкоре,
затерянном в джунглях (Ангкор-Ват – это только одна из почти 200 построек на территории древнего города,
но в связи с тем, что именно Ангкор-Ват является самым популярным
храмом, его название автоматически перенеслось и на комплекс в целом).
Некоторые крестьяне даже рассказывали, что нашли
огромный храм, «построенный богами». Но прагматичные европейцы решили,
что все это сказки фольклора. Они отказывались верить, что
действительно существует затерянный город чудесной красоты, который
когда-то был олицетворением могущества и величия Камбоджийской империи.
Но однажды французский ученый Анри Муо нашел его...
И он, ученый, такой же прагматик и скептик, как и все
представители его профессии, даже он не мог поверить, что Ангкор-Ват –
дело рук человека. Он писал: «Каждый из храмов Ангкора – достойный
соперник Соломонова Храма. Определенно, Ангкор-Ват, пожалуй,
величественней, чем все, что есть в Риме и Греции. Какие же древние
Микеланджело могли его построить?»
О существовании заброшенного города знали и сами
кхмеры и европейцы. Португальские путешественники побывали в нем еще в
XVI веке. Однако по-настоящему открыл древний город для Запада фрацуз
Анри Муо. 22 января 1861 года французский натуралист Анри Муо, заплутав
в джунглях севернее озера Тонлесап, наткнулся на живописные развалины
Анкора, которые долго искал. В своих поисках он руководствовался
записками европейских путешественников, которые бывали в Анкоре задолго
до него. Но именно работа Муо, опубликованная уже после его смерти,
сделала Камбоджу весьма популярной у европейцев. В Анкор устремились
сотни, если не тысячи туристов. То, что предстало глазам Муо, ничего
общего не имеет с тем, что видим мы. Все здесь было покрыто буйной
растительностью. Бороться с ней приходится постоянно. Если Анкор не
расчищать года три, всю эту красоту снова поглотят джунгли.
Вид
«с земли» потрясает. И в данном случае лучше – увидеть. И лучше своими
глазами, и не один раз. Ангкор-Ват – самая большая культовая постройка
в мире, посвященная индуистскому богу Вишну и служащая одновременно
усыпальницей царя и бога Сурьявармана, Ангкор-Тхом, пирамида Байон
(кстати, она произвела очень сильное впечатление на французского
писателя и дипломата Поля Клоделя, который назвал ее проклятым и
зловещим местом).
В стране сохранилась древняя
легенда о любимце богов принце Пра Кет Меалеа, взятом великим Индрой в
свой небесный дворец, находившийся в центре Вселенной. Однако принц не
поладил с небесными танцовщицами, и те упросили Индру отправить юношу
обратно на землю. Чтобы утешить молодого человека, Индра приказал
архитектору богов Прах Пуснуку построить на земле невиданной красоты
дворец по образу и подобию небесной обители богов.
Ангкор-Ват - самое грандиозное религиозное сооружение
в мире. Он представляет собой святилище, расположенное на платформе
13-метровой высоты. Она, в свою очередь, покоится на другой платформе
площадью в один гектар, по углам которой стоят четыре башни,
соединенные галереями между собой и с центральным храмом. Этот каменный
ансамбль, богато украшенный резьбой и барельефами на мифологические
темы, окружен двумя рядами стен с башенками и воротами, так что общая
площадь Ангкор-Ват составляла один квадратный километр. А в святилище
центрального храма, башня которого возносится вверх на 65 метров. В
средние века в Ангкоре проживало миллион человек - больше, чем в любом
европейском поселении тех времен. Каждый новый владыка строил для себя
в центре - на пересечении улиц и каналов - собственный храм-усыпальницу.
Считалось, что город подобен горе Меру - жилищу богов
и центру мироздания и поэтому является центром земли, а храм Ангкор-Ват
- центром всей земной суши.
Современные ученые предполагают, что две тысячи храмов
и дворцов Ангкора точно воссоздавали расположение двух тысяч самых
ярких звезд в одну из ночей года.
В 1431 году, после одного из набегов сиамцев, которые
захватили и разграбили Ангкор, большинство жителей покинули его, и на
четыре с лишним века он стал «затерянным городом», о котором среди
жителей страны сохранились только смутные легенды. Но люди нашли Ангкор
и вернули его к жизни, превратив в крупнейший музей под открытым небом,
а изображение башен древней кхмерской столицы украшает теперь
национальный герб Камбоджи.
Ankhor-wat
- храмовый комплекс в Камбодже, один из самых крупных в мире, был
построен (окончательно) в 12 в. Храм посвящен богу Вишну, впоследствии
использовался буддистами. В конце 13 века Кхмерская империя распалась и
храм был заброшен. В течение 600 лет до 1858 года храм оставался
затерянным в джунглях северной Камбоджи.
По легенде, Анкор-Ват воздвиг сын бога Индры, кхмерский король Прех
Катомиалиа. Побывав в небесных чертогах у своего отца, ему очень
понравился коровник Индры - он решил построить у себя такой же, но
только дворец. Так что Анкор-Ват - это точная копия коровника Индры.
|
Открытие Муо вернуло город из забытия. Легенда стала
фактом, и поток исследователей, историков, археологов устремился сюда.
Многие из них потом говорили о божественном происхождении этого
строения. Но мало-помалу загадки стали проясняться. Оказалось, что
Ангкор-Ват был построен на заре XII века по приказу короля (а
впоследствии бога) Суриавармана II.
Сегодня Ангкор-Ват занимает первое место по
посещаемости достопримечательностей Камбоджи. И неудивительно, ведь
легенды и тайны, которые он породил, никого не оставят равнодушным. Вот
одна из них:
У супруги нового короля, избранного на престол благодаря вмешательству в земную жизнь бога Индры, не было детей.
И Индра решил, что кхмерам нужен король божественного происхождения.
И вот однажды, когда король с королевой выходили из храма, к ним снизошел Индра.
Люди увидели лишь голубой свет, озаривший небеса. Всех, кроме королевской четы, охватил ужас, и они обратились в бегство.
Индра же, бросив в королеву букетом цветов, вновь покинул людей. В тот
же час королева забеременела и в положенное время разродилась сыном,
которому нарекли имя «Свет Букета Цветов» (Прех Кетомиалиа).
Юноша вырос в королевской семье.
Однажды ночью небо над королевским дворцом вновь было озарено голубым светом.
Стражники, увидев среди сияния человека, бросились к королю и сообщили,
что с неба спустился человек озаренный голубым и огненным светом.
Король сразу понял, что это Индра.
Индра сказал: «У тебя растет мой сын – хотел бы я его забрать на небо».
В своих небесных садах Индра семь дней подряд купал принца в волшебных
водах по семь раз в день. Затем небесные брахманы совершили над принцем
магические обряды.
После этого Индра взял принца и облетел с ним вокруг небесного храма, чтобы тот мог видеть храм во всем его великолепии.
Принц был в восторге от увиденного.
«Я возвращаю тебя в страну кхмеров» - сказал Индра, - « велю
воздвигнуть такой же на своей земле, у меня есть строитель, который
может воздвигнуть подобный храм».
На небесах в это время жил юноша по имени Прехписнука, который был
сыном прекрасной небесной нимфы Тинсутань, и простолюдина.
Как он оказался на небе - совсем другая история.
Этот юноша был талантлив и умен. Он умел рисовать, лепить фигурки
зверей и животных и строить сооружения. Индре нравился сын Тинсутань,
потому что сам Индра, когда в человеческом облачении под именем
Мокхоминоп, любил строить на земле дороги, мосты плотины…
Индра обучил сына нимфы всему, что сам умел: строить корабли, чеканить
монету, заниматься строительным делом, заниматься музыкой.
Этому талантливому юноша Индра предложил построить для своего сына принца храма на земле в стране кхмеров подобный небесному.
Индра спустился с принцем и Прехписнуке на землю.
И короновал своего сына на престол, а Прехписнуке назначили главным
строителем храма. Прехписнука приступил к строительству храма.
Он разметил участок и расставил вокруг прекрасные скульптуры. Во время работы он неустанно обучал кхмеров строительному делу.
Много разных происшествий случилось вовремя строительства.
У кхмеров остались воспоминания о том, как корабль, груженный
раковинами, предназначенными для получения извести, дал течь, раковины
высыпались в прибрежные воды, жители очень долго собирали их на
мелководье...
После завершения строительства храма, король поссорился с Прехписнукой,
обидел замечательного строителя своими капризами, тот сел на парусник и
уплыл в Китай.
О дальнейшей судьбе великого строителя кхмеры не знают. Храм же, построенный великим строителем, получил название Ангкор-Ват.
|
Ангкор-Ват построен на весьма непростом месте.
Согласно другой легенде, молодой индиец по имени Каундинья (или Камбу)
решил покинуть родные края и отправился по морю в Индокитай. Когда он
причалил к берегу неведомой ему земли, он увидел красивую девушку по
имени Вилоулиф - королеву небольшой сказочной страны. Камбу влюбился в
Вилоулиф с первого взгляда и сделал своей женой. Вместе они образовали
новое могущественное королевство Фюфан, из которого можно было попасть
в маленькое сказочное королевство Вилоулиф.
Возможно, что именно от имени Камбу произошло нынешнее
название страны – Камбоджа. Название Фуфан (от слова Phnom, что в
переводе означает «холм») было дано королевству Китаем (когда оно вошло
в его состав).
Предком Суриавармана II, воздвигшего Ангкор-Ват, был Суриаварман I,
который по закону не имел права на престол. А дело было вот в чем.
Когда-то на троне Фюфана сидел молодой и пылкий король. Сгоряча он
заявил своим придворным, что получит голову одного из самых
могущественных в то время правителей – яванского короля Загаба. Когда
до Загаба дошли слухи о высказывании дерзкого юноши, он вторгся в
Камбоджу, захватил столицу и попросил голову молодого правителя.
На место наказанного за дерзость юноши Загаб выбрал благоразумного
молодого человека Суриавармана и лично обучил его искусству правления.
Считая, что то, что случилось с ним, - великий дар богов, Суриаварман
завещал своим потомкам построить самый большой религиозный памятник в
мире (по другим сведениям, на смертном одре к нему явился сам Вишну -
индусский бог-хранитель мира - и попросил об этом). И, как мы видим
сегодня, его наказ был исполнен.
Ангкор-Ват и впрямь является самым большим религиозным памятником на планете.
|
Ангкор-Ват можно назвать «погребальным» храмом.
Сурьяварман затеял его строительство, чтобы после смерти туда был
помещен его прах. Так что назначение у Ангкор-Вата то же, что и у
египетских пирамид. К храму ведет выложенная камнем дорога.
Ангкор-Ват имеет форму трехступенчатой пирамиды. Стены
его покрыты искусной резьбой. Наиболее часто встречающаяся фигура здесь
- это фигура апсары - богини, небесной танцовщицы. Их здесь тысячи, ни
одна из них не похожа на другую. Я не видел отличий. Пока не стал
внимательно присматриваться. У них разное выражение лиц, разные фигуры,
украшения. Один пояс не похож, например, на другой. Отличаются браслеты
на плечах. Если внимательно посмотреть на головные уборы, то они тоже
отличаются друг от друга.
Террасы имеют разную высоту. Тем самым достигается удивительный эффект - по мере приближения храм увеличивается в размере.
Храм растет прямо-таки на глазах у зрителя. Эффект
потрясающий. Идешь, и над тобой вся эта громадина нависает. Чтобы
попасть на верхнюю террасу, нужно преодолеть довольно крутую лестницу.
Ступени здесь такие же узкие и высокие, как у пирамид майя. Боюсь, что
вниз я уже не спущусь.
Венчают храм пять башен. С чем их только не
сравнивают: и с ананасами, и с еловыми шишками. А ведь действительно
похоже. Высота центральной шишки 65 м.
У центральной башни ощущаешь себя каким-то пигмеем. Тут понимаешь, что
легенда о божественном происхождении Анкор-Вата возникла не случайно.
На севере комплекса находиться Ангкор-Тхом (Большой Ангкор, Большой город) с великолепным буддийским храмом «Байон».
Ангкор-Тхом не зря назвали большим. Он занимает
площадь 900 га и так же как, Анкор-Ват, окружен рвом. Попасть внутрь
можно по мосту, перила которого выполнены в виде 9-голового змея нага.
С одной стороны его держат боги, с другой - демоны. Всего их 108.
Когда-то здесь, на Королевской площади, был дворцовый
комплекс, включавший в себя сам дворец и несколько храмов. От всего
этого великолепия осталась лишь одна башня храма Пхменеакас.
По легенде, в этой башне жила
душа девятиглавой змеи, властительницы королевства. Каждую ночь она
принимала облик женщины, и правитель должен был подняться к ней на ложе
перед тем, как идти к своим женам. Считалось, что если король пропустит
хоть одну ночь, то случится несчастье. Поскольку короли уже давно не
живут в Ангкоре, и дух 9-главой змеи здесь больше не появляется. Рядом
с местом, где стоял когда-то королевский дворец возвышается по истине
удивительное сооружение - храм Байон, у него 50 башен. К центральной
можно подняться и окинуть взглядом весь комплекс.
Кхмеры строили свои храмы примерно так: они просто
нагромождали каменные глыбы, привезенные из карьера, друг на друга, а
потом отсекали все лишнее. Все Ангкорские здания складывались из
блоков, между которыми не было цементирующего раствора.
Ходить по Ангкор не безопасно. Конструкции не вполне
надежны. Мягкий камень разрушается грибком, фундамент проседает, и
блоки смещаются. Того и гляди, что-нибудь свалится на голову. Когда
ходишь, больше смотришь не под ноги, а наверх. Чтобы посетителя
случайно не прибило камнем, сверху натянута железная сетка, правда, не
везде.
В Байоне трудно отделаться от ощущения, что за тобой
все время кто-то пристально наблюдает. Этот кто-то - буддийское
божество Авалокитешвара, олицетворение милосердия и сострадания. Его
ликов здесь ровно 200, по 4 на каждой башне. Моделью для скульпторов
служил сам Джаяварман VII.
Любовные утехи Ангкор-Вата
Рассказывают, что ежедневно один из храмов комплекса посещала
змея-принцесса, благодаря которой и процветало королевство. Эта легенда
пришла из произведения китайского историка Шу Та-Куана, который посетил
Ангкор в 1266 году и написал детальный отчет обо всех аспектах жизни
этого удивительного города.
Он считал, что Ангкор-Ват – это не храм, а дворец. Шу Та-Куан писал,
что каждую ночь король забирался на самую высокую башню «дворца», чтобы
там лечь спать. Когда весь город погружался в сон, священная змея
приходила в комнату короля и превращалась в прекраснейшую из женщин.
Она всю ночь ублажала короля, а наутро исчезала. Легенда гласит, что
если змея пропускала хотя бы одну ночь, в городе начинались ужасные
несчастья.
Возможно, в память об этой прекрасной змее фасад Ват-Ангкора украшает так много змей.
|
Чуть дальше от Ангкор-Вата расположен храмовый комплекс Та Пром и еще дальше на восток храм Бантей-Срей.
Та Пром не реставрируют, просто поддерживают его в таком состоянии, в
котором он прибывает и по сей день, специально для того, чтобы у
туристов было представление о том, как выглядел Ангкор до прихода в эти
места цивилизации.
Нагромождение каменных блоков, остатки колонн, башни,
раздавленные стволами баньяна, крыши, просевшие под тяжестью его
огромных корней, - так выглядит Та Пром.
Баньян - удивительное дерево.
Оно может расти на песчанике. Песчаник впитывает много
влаги, и семена, попадая на камень, прорастают, тянут корни вниз, к
земле. И вскоре все здание оказывается охваченным корневой системой
этого дерева-паразита.
Та Пром построил для своей матери все тот же
Джаяварман VII. Позже дворцовый комплекс был отдан буддийскому
монастырю. Здесь обязательно надо посетить прасат, так буддисты
называют маленкие храмы.
В Та Проме есть удивительное место. Сюда приходят,
молятся. Просят всяческих благ у богов и потом ударяют себя в грудь.
Бум. Чудеса акустики! Кажется, что твое обращение к богам попадает
прямиком на небеса.
Бантей Срей одна из ранних построек Анкора, конец X
века. В путеводителях о нем пишут - «чудо грации и гармонии». Храм
действительно само изящество. Бантей Срей в переводе с кхмерского
означает «цитадель женщин». Раньше его украшали фигуры небесных
танцовщиц, апсар. Но все они перекочевали в музеи и частные коллекции.
На ступенчатой пирамиде-храме Пном-Бахкенг, которая входит в храмовый комплекс Ангкор, написано, что его назначение — «символизировать своими камнями движение звезд».
Какие еще неразгаданные тайны хранит для нас Ангкор?
СПРАВКА
История одного из значительных феодальных государств Азии, империи
Камбуджадеша, четко делится на три периода: ранний - конец VIII-X в.;
период расцвета - начало XI - начало XIII в.; поздний - середина XIII -
середина XIV в.>
В
конце VIII - начале IX в. правитель княжества Аниндитапура, Джаяварман
II, повел вооруженную борьбу, объединяя разрозненные княжества.
Закрепив за собой восточные области, он перешел на запад в район
р.Сиемреап, где основал город (вблизи будущей столицы Яшодхарапуры,
позднее названной Анг Нокор или Ангкор). Официально провозглашенный
монархом в 802 г., Джаяварман II правил до 854 г. Он строил города к
северу от Большого озера, где до этого не было крупных центров
государственности.
В ранний период наряду с сохранением многих традиций VII-VIII вв.
возникают явления, типичные для времен империи: расчистка леса и
пожалования монархом целых общин-сруков светским и духовным владельцам.
Начинается характерное для IХ-ХI вв. освоение нови по инициативе
феодала. Интенсивно развивается крупное светское и духовное феодальное
землевладение, чему постоянно способствует государство.
При Джаявармане П сливались светская и духовная власть, законченный вид
приобрел культ бога-царя (девараджи). Всевластный монарх одновременно
являлся верховным богом. Наметившееся ранее слияние служилых и
неслужилых светских частных землевладельцев с духовенством было
окончательно оформлено, кхмерское государство смогло создать вокруг
себя империю, по размерам и длительности существования равную
величайшим империям Азии.
Культ девараджи был сочетанием аустроазиатского культа предков (в
частности, предков монарха) и культа духов земли с
малораспространенными в индийском мире, но оказавшимися удобными для
кхмеров тантрийскими представлениями о божественной силе и мощи
государя в сочетании с основными особенностями шиваизма. Торжественный
обряд девараджи был процедурой совмещения земной и божественной власти
в лице данного монарха. Основным божеством стал Шива, а символом мощи -
линга (фаллический символ). Это был эзотерический культ: не столько
пропаганда учения, обучение текстам и пр., сколько демонстрация
сверхъестественной силы и соучастие в обряде лежали в основе социальной
функции культа Шивы. Он развивался по преимуществу в сфере "человек -
общество - бога, санкционируя реальность лишь в сфере общественных
отношений; сфера "человек - бог" оставалась другим культам: местным,
буддийским и индуистским. Служителями культа девараджи были частью
брахманы (составлявшие не замкнутую варну, как в индийских обществах, а
сословие священнослужителей), частью-гражданские служащие государства.
В годы правления Сурьявармана II (1113-1150) bмперия сильно разрослась
и могла быть сравнима лишь с Сунской империей. На юге она занимала
перешеек Кра, с запада на восток простиралась от границ бирманской
империи Паган до побережья современного Южного Вьетнама. Ее населяли
(кроме кхмеров) моны, чамы, таи, малайцы, многочисленные горные
народности.
Религиозная
политика Сурьявармана развивала курс на сосуществование религий, сам
император был вишнуитом, что облегчало действие синкретизирующих
тенденций. При нем была сделана попытка шире распространить элитарный
культ девараджи за счет увеличения храмового строительства. Символом
этой политики было сооружение одного из величественнейших в мире
храмов, известного в настоящее время как Ангкор Ват.
В середине XII в. в стране началось массовое народное восстание,
связанное с описанным выше разорением больших масс средних
крестьян-землевладельцев и приближением их к положению зависимых; оно
вошло в историю под данным ему в феодальных кругах названием "восстание
Раху" (Раху в индуистской мифологии - злобное чудище). Восстание было
крупным, император Яшоварман II (1160-1165) спасся лишь благодаря
храбрости одного из военачальников. Вскоре после подавления восстания
придворный заговор положил конец правлению и жизни Яшовармана II,
вдохновитель заговора стал править под именем Трибхуванадитьявармана
(1165-1177).
В 1177 г. Чамский король, используя свой мощный флот, обошел морем
восточные области империи, близ которых шли основные сражения,
неожиданно поднялся по Меконгу, р.Сап и Большому озеру, вошел в
р.Сиемреап и осадил Яшодхарапуру; город пал. Четыре года длилась война
с чамами, ив 1181 г. морской бой решил исход войны, чамы потерпели
поражение. В том же году Джаяварман VII официально короновался.
Все правление Джаявармана VII до 1220 г. было временем успешных войн и
ограбления завоеванных территорий. Экономическое положение государства
также было прочным. Джаяварман VII вел широчайшее строительство, не
вызвавшее внутренних трудностей.
Политическая программа Джаявармана VII была связана, с одной стороны, с
унификацией огромной империи, с другой - с преобразованиями, которых
требовали социально-экономические изменения в ее центральных, кхмерских
областях. На первом направлении он устранил соперничество двух
кхмерских династий, объединив в своем лице старую Лунно-Солнечную
династию с северной династией, выдвинувшейся в 1082 г. Им же была
введена система прямого управления в ряде ранее вассальных владений;
продолжалось насаждение кхмерских феодалов-чиновников и духовенства на
окраинных территориях.
Наиболее важной мерой применительно к обоим направлениям была
религиозная реформа. Массовой религией с более "демократической"
философией стал в период расцвета империи буддизм махаяны, впоследствии
смененный теравадой. Характеризующийся меньшей ролью догматики, чем
теравада, буддизм махаяны с его культом бодисатв ("богов-людей") легко
мог сочетаться и сочетался с находившимся тогда в расцвете
общеимперским культом бога-царя. Изображениями бодисатвы Авалокитешвары
придавались портретные черты Джаявармана VII.
Укрепление новой государственной религии сопровождалось небывалой
строительной активностью. Помимо знаменитого Байона был построен еще
ряд крупных храмов. Основное строительство шло в столице, откуда и
распространялся новый культ. Создавались средние и высшие школы, где
успешно готовили массовые кадры образованных монахов-буддистов.
Переориентировалось и изобразительное искусство, возникали новые
образы, стили, архитектурные приемы. Идейно-геомантическим символом
начала "новых времен" было пластичное перенесение центра столицы.
Символом мощи монарха стали не линги, а статуи Авалокитешвары, его
храмом был центральный храм столицы-Байон. Возник культ Будды-царя,
впоследствии распространившийся и на Яве. Один из сыновей Джаявармана
был послан на Ланку со специальным поручением изучать тераваду.
Источник: http://www.fund-intent.ru/
|