Южноамериканские артефакты падре Креспи.
"...Изображения
на таких пластинах не имели ничего общего с культурными традициями древней
Америки. Они имели прямое отношение к культурам Старого Света, а точнее,
цивилизациям средиземноморского бассейна и Ближнего Востока. Так на одной из
пластин была изображена правильная (не ступенчатая) пирамида, аналогичная
пирамидам плато Гиза. По нижнему краю этой пластины идет надпись, выполненная
неизвестным «алфавитом». В нижних углах изображены два слона. Понятно, что слоны
к моменту возникновения в Америке первых цивилизаций уже не водились..."
Карло Креспи
Крочи родился в 1891 г. в Италии в небольшом городишке под Миланом. Его семья
была совершенно цивильной, но Карлос с раннего детства выбрал для себя путь
священника, помогая местному падре на службах в церкви. Уже в пятнадцать лет
Карло стал послушником в одном из монастырей, принадлежащих Салезианскому ордену
(был основан в 1856 г.). При этом он сумел получить светское образование в
Университете Падуи. Первоначально он специализировался на антропологии, а позже
получил докторскую степень по инженерному делу и одновременно по музыке. Впервые
Креспи приехал в Эквадор в 1923 г., но не как миссионер, а для сбора различных
данных для международной выставки. В 1931 г. Креспи назначили в салезианскую
миссию в Макасе – городишке в эквадорских джунглях. Здесь он пробыл недолго и в
1933 г. перебрался в город Куэнка. Куэнка расположен примерно в 230 км к югу от
столицы Эквадора Кито. В Куэнке находилась ставка Инки Тупак Юпанки, который
присоединил земли Эквадора к инкской империи в 70-ые годы XV
века. В Куэнке
падре Креспи развил бурную миссионерскую деятельность. В течении десяти лет он
сумел основать в городе сельскохозяйственную школу, институт востоковедения для
подготовки молодежи к работе в восточных (амазонских) районах страны. Он также
основал колледж «Корнелио Мерчан» для обучения местных малоимущих детей и стал
его первым директором. Помимо миссионерской деятельности Карло Креспи увлекался
музыкой. Он организовал местный оркестр, исполнявший в основном произведения,
написанные самим Креспи. В 1931 г. Креспи снял документальный фильм об индейцах
племени хиваро, живших в верховьях Амазонки.
Но основная
его заслуга состояла в том, что все свое время падре Креспи отдавал заботе о
местных жителях, прежде всего, обучению детей из малоимущих семей. Еще при его
жизни в 1974 г. его именем была названа одна из улиц в Куэнке. Антропологические
интересы падре Креспи привели к тому, что с самого начала своей миссионерской
деятельности он начал скупать у местных жителей предметы древности, которые они
находили на полях или в джунглях. Ужасающая бедность местного населения
позволяла ему за сущие копейки приобретать у крестьян древности потрясающей
ценности. При этом Креспи покупал у индейцев и современные поделки и предметы
христианского искусства, чтобы хоть чем-то поддержать своих прихожан. В результате
его коллекция заняла три огромных комнаты в колледже «Корнелио Мерчан». Местные
жители тащили ему все подряд - от инкской керамики до каменных плит и тронов.
Сам падре никогда не занимался учетом и тем более каталогизацией своего
собрания. Именно поэтому трудно назвать это коллекцией. Это было именно
собранием вещей, общее количество которых никто не считал. Однако в целом
собрание падре Креспи можно разделить на три части. Первую часть составляли
предметы современного производства - поделки местных индейцев, имитирующие либо
образцы древнего эквадорского искусства, либо сделанные в христианской традиции.
Сюда же можно причислить и многочисленные предметы, сделанные в
XVI-XIX веках. Вторую часть,
самую многочисленную, составляли предметы различных до-испанских культур
Эквадора, которые местные жители находили на своих полях или в ходе
несанкционированных раскопок. Так в собрании Креспи была представлена керамика
всех индейских культур Эквадора (за исключением самой ранней - культуры
Вальдивия). Но наибольший
интерес представляет третья часть собрания. К ней относятся изделия, которые не
могут быть соотнесены ни с одной из известных археологических культур Америки. В
основном это были предметы из меди, медных сплавов, иногда из золота.
Большинство этих артефактов были выполнены методом чеканки на металлических
листах. В собрании имелись маски, короны, нагрудные диски и т.д. Но самыми
интересными были многочисленные металлические пластины, покрытые сюжетными
изображениями и … надписями. Падре Креспи собрал, наверное, более сотни таких
пластин. Некоторые из них имели солидные размеры - до 1,5 м в ширину и до 1 м в
высоту. Были также и более мелкие пластины, металлические накладки (очевидно
использовавшиеся для украшения деревянных изделий). Изображения
на таких пластинах не имели ничего общего с культурными традициями древней
Америки. Они имели прямое отношение к культурам Старого Света, а точнее,
цивилизациям средиземноморского бассейна и Ближнего Востока. Так на одной из
пластин была изображена правильная (не ступенчатая) пирамида, аналогичная
пирамидам плато Гиза. По нижнему краю этой пластины идет надпись, выполненная
неизвестным «алфавитом». В нижних углах изображены два слона. Понятно, что слоны
к моменту возникновения в Америке первых цивилизаций уже не водились. Но их
изображения отнюдь не единичны в собрании Креспи. Неизвестный «алфавит», которым
выполнена надпись, встречается и на других предметах. Данный вид письменности не
известен современным исследователям. На первый взгляд он имеет определенное
сходство с письменностью Мохенджо-Даро. На других пластинах встречается другой
вид письма, который по мнению редких исследователей, напоминает либо
раннеливийское, либо прото-минойское письмо. Один из американских исследователей
собрания Креспи предполагал, что надписи выполнены «нео-пуническим» или же
критским письмом, но на языке кечуа. Однако мне не известно о каких-либо
серьезных попытках дешифровки этих надписей. Очень
небольшое количество исследователей, в основном из США, пытались заниматься
изучением собрания Креспи. Большой интерес к нему проявили представители
мормонской церкви США, но драматическая история собрания падре Креспи не
позволила провести сколь-либо серьезные исследования. Представители
официальной науки попросту игнорировали это собрание. А некоторые представители
церкви заявляли, что все вещи - современные изделия местных крестьян. При этом
(по некоторым обрывочным данным) многие вещи из собрания падре Креспи после его
смерти были тайно вывезены в Ватикан. Естественно,
что идущие вразрез официальной концепции данные игнорируются или замалчиваются.
Но огромное количество предметов в собрании Креспи заставляют переосмыслить наши
представления о контактах Старого и Нового Света в глубокой древности.
Интересно, что в собрании имелись металлические накладки, изображающие хорошо
известных крылатых быков из дворца Ниневии, а также крылатых грифоголовых
«гениев», являющихся яркими образцами древневавилонского искусства. На одной из
пластин изображен жрец в тиаре, аналогичной папской или же, напоминающей корону
Нижнего Египта. На огромном количестве пластин обязательно присутствует
изображение извивающейся змеи – символа космического змея. Большинство пластин
имеют по углам отверстия. Очевидно, пластины служили для облицовки деревянных
или каменных предметов или стен. Помимо
пластин из меди (или медных сплавов) в собрании Креспи имеется много каменных
табличек с выгравированными на них изображениями и надписями на неизвестных
языках. Примечательно, что именно эти категории предметов, по словам падре
Креспи, индейцы находили в джунглях в подземных тоннелях и камерах. Падре Креспи
утверждал, что от города Куэнка в джунгли тянется древняя система подземных
тоннелей, протяженностью более 200 км. О подобной системе тоннелей писал еще в
1972г. Эрих фон Дэникен в своей книге «Золото богов». Он же привел и первые
изображения вещей из собрания падре Креспи.
В 1962 году в
результате поджога колледж «Корнелио Мерчан» был уничтожен пожаром. Большую
часть собрания Креспи удалось спасти, но в огне погибла комната, содержавшая
наиболее ценные и высокохудожественные изделия. На развалинах колледжа падре
Креспи воздвиг церковь Марии Ауксиладоры, которая стоит и поныне. Сам падре
Креспи умер в 1982г. в возрасте 91 года. Незадолго до смерти, в 1980г. он продал
большую часть своего собрания Музею Центрального банка в Куэнке (Museo
del Banco Central). Банк выплатил Креспи $ 433 000. Эти деньги пошли на
строительство новой школы. Музей же начал осуществлять селекцию вещей из
собрания Креспи с целью отделить ценные предметы древности от современных
поделок. В ходе этого процесса множество артефактов «ушло на сторону». Очевидно,
что музей отбирал себе предметы, принадлежащие известным археологическим
культурам Эквадора. По некоторым данным, большинство чеканных металлических
пластин были возвращены в церковь Марии Ауксиладоры, где возможно хранятся и
сейчас. К сожалению, я не владею сколь-либо подробной информацией о современном
состоянии собрания Креспи. Это вопрос будущих исследований. Канд.истор.наук
Андрей Жуков Источник: http://lah.ru
Источник:
|