В нашем мире столько загадок, что на раскрытие тайн хотя бы их малой
части придётся потратить несколько веков, если не тысячелетий. Одними
из самых древних загадок являются артефакты в археологии. Многие из
артефактов уходят вглубь веков столь далеко, что под сомнение ставится
сам факт возможности существования артефакта в то время.
В
переводе с латинского артефакт означает искусственно сделанное. В общем
понятии артефакт - это явление, процесс, предмет, свойство предмета или
процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным
причинам невозможно или маловероятно. Поэтому появление артефакта
является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый
процесс, либо наличия неких неучтённых факторов. А если говорить в
более узком плане, то артефакт в археологии - это рукотворный предмет,
не соответствующий по своим характеристикам эпохе, которой датируется
место его обнаружения. Часто - неясного назначения.
Например,
археологи после долгих раскопок наткнулись на слой, соответствующий 10
веку до нашей эры и обнаружили в нём предмет, который в то время не
использовался, да и просто не мог быть сделан.
Вот
- один из самых загадочных камней, когда-либо найденный людьми. Любой,
кто его видел и трогал, приходил к выводу, что отверстие, которое есть
на камне, сделано лазером… Многие оставались при своём мнении даже
после того как узнавали, что камень - ровесник мамонтов. Вес артефакта
составляет примерно 650 грамм. Отверстие в нём - сквозное, правильной
несколько овальной формы. Его диаметр составляет около 12 миллиметров.
Длина оплавленной части отверстия - 20-40 миллиметров. Материал
расплавленной части, также как и остального камня, - кремень. С одной
стороны он растёкся по рельефу камня. Состояние поверхности камня
отрицает возможность современного происхождения отверстия. Одна из
граней артефакта, размером около 10х25 миллиметров совершенно плоская,
как будто камень был прижат к ровной поверхности в сильно разогретом
состоянии.
Ещё одним примером необъяснимого являются золотые
крылатые фигурки, выставленные в Музее золота при Государственном банке
Колумбии. Они похожи на модель самолёта с дельтакрылом и хвостовым
оперением. Всего к настоящему моменту известно свыше тридцати "золотых
самолётиков". С помощью радиоуглеродного метода установлено, что эти
фигурки были изготовлены примерно в 500 году нашей эры. Авторами этих
шедевров являлись мастера индейской культуры толима, жившие на
территории нынешней Колумбии.
В середине 90-х годов XX века
энтузиасты из Германии Алгунд Энб и Петер Белтинг построили увеличенные
копии крылатых фигурок и испытали их в полёте. Результат превзошёл все
ожидания. Радиоуправляемые модели оказались в состоянии выполнять такие
фигуры пилотажа, как бочка и петля. Они уверенно маневрировали в
воздухе и заходили на посадку, несмотря на поднимавшийся время от
времени ветер. Испытания показали, что у моделей нет никаких
аэродинамических недостатков. Известные ученые, авиаконструкторы и
профессиональные пилоты, которые впоследствии наблюдали за их полётом
пришли к выводу - конструкция этих летательных аппаратов совершенна.
Если
назначение крылатых моделей известно, то встречаются артефакты,
предназначение которых до сих пор остаётся загадкой. В южноафриканском
городе Оттосдал шахтёры откопали сотни металлических сфер: одни
изготовлены из голубоватого металла с белыми пятнами, другие - полые
шары с белым пористым центром. Находки очень твёрдые, и их возраст
оценён в 2 млрд 800 млн лет. На данный момент никакая технология не
способна воспроизвести подобные изделия ни в промышленных, ни в
лабораторных условиях. Чтобы доказать принадлежность находки к
тому или иному времени и её подлинность, были разработаны различные
методы датировки артефактов. Одним из самых распространённых является
метод радиоуглеродной датировки. Он позволяет ответить на один из
главных вопросов: когда? Однако, стоит отметить, что история знает
сотни сфальсифицированных выводов по данному выводу.
Нередко
ошибаются и сами учёные - радиоуглеродный метод позволяет определить
время создания артефакта лишь с относительной точностью, а погрешности
могут доходить до 500, а иногда до тысячи и более лет.
Термолюминисцентный
метод также позволяет установить возраст артефактов, правда, не всех, а
лишь определённого состава. Кроме того, в процесс датировки и
определения подлинности артефактов вовлекаются современные технологии.
На Западе - это компьютерные технологии, позволяющие реконструировать
первоначальные условия среды, где возник тот или иной артефакт. При
всём при этом стоит отметить, что во всех методах присутствуют
множество но! Археология - далеко не точная наука. Как следствие, это
наличие множества дискуссий, споров, опровержений и даже скандалов.
Широко
известна история с так называемым "проклятым серебром". Это сервиз,
состоящий из 14 предметов, относящихся к эпохе Древнего Рима. Сервиз
принадлежал венгерскому фонду, но был тайно вывезен из страны и спустя
три десятка лет появился на аукционе. Стоимость этого "проклятого
сервиза" оценивается в 100 млн долларов.
Больше всего примеров с
криминальным "душком" относится к египетским артефактам. Цивилизация
Древнего Египта - одна из самых развитых и загадочных цивилизаций.
Несмотря на множество экспедиций и раскопок, древние египтяне с
неохотой раскрывают свои секреты. В 2006 году в Египте была задержана
группа "чёрных" археологов. Они вели незаконные раскопки под Каиром и
собирались вывезти из страны артефакты на сумму, превышающую 2 млн
долларов. Артефакты высоко ценятся не только на аукционах, но и на
чёрном рынке, поэтому масштабы незаконного вывоза постоянно растут.
Очевидно, что такая тенденция исчезнет нескоро. Прикоснуться к чему-то
неизведанному и загадочному хотят многие люди, и они готовы платить за
это большие деньги.