Ла-Вента является одним из крупнейших центров цивилизации ольмеков. На
территории, заселенной ольмеками, были найдены более 170 памятников,
80% из которых – в трех крупнейших ольмекских центрах: Ла-Вента
(Табаско), Сан-Лоренцо (Теночтитлан, Веракруз) и Лагуна де лос Серрос
(Веракруз). Протогородские центры, создававшиеся древними ольмеками,
имели сакральное значение и воплощали религиозно-социальное устройство
мира, в основе которого лежали знания о мире и космосе, культ предков и
представления о реинкарнации.
Легенды, история
Исследователи доколумбовых цивилизаций,
населявших Мезоамерику, рано или поздно пришли к выводу, что всем им
должна была предшествовать одна материнская цивилизация, от которой
развились все остальные — по-своему разные, но все же похожие как
братья одной матери. Некоторое время «материнской цивилизацией» считали
цивилизацию майя, но лишь до тех пор, пока у майя не появился конкурент
на это звание — цивилизация ольмеков. После проведенного
радиоуглеродного анализа ольмекских памятников искусства уже никто не
сомневался, что ольмеки — самая древняя развитая культура на территории
Мезоамерики, от которой, возможно, и произошли все остальные. Поскольку
доподлинно неизвестно, куда внезапно исчезли последние представители
этого народа, можно предположить, что они трансформировались в другие
этнические группы, став, таким образом, той самой «материнской
цивилизацией».
Слово «ольмеки» происходит, по одной версии, от
слов ОЛЛИ и МЕКАТЛЬ из языка ацтеков; в переводе — нить, родословная.
Майя называли их «жителями каучуковой страны», потому что в местах
проживания ольмеков произростало немало каучуковых деревьев. Сами себя
они называли Ши. Математические и астрономические знания ольмеков позволили им
создать календарь. Самая древняя дата, записанная ольмеками либо их
последователями — 31-й год до н. э. Найденный рельеф представляет собой
четыре числа, обозначенных точками и палочками — впоследствии эта же,
слегка видоизмененная, двадцатиричная система встречается у всех
мезоамериканцев. В конце первого тысячелетия до нашей эры, в преддверии
наступления Эры Рыб, ольмеки сделали переход от лунного календаря к
солнечному.
Факты, гипотезы
Ла-Вента (1100-400 гг. до н. э.) — один из
наиболее изученных и долговечных ольмекских городов. Его площадь
составляла около 200 га, а население зависимых поселений оценивается в
18 тысяч человек. Планировка этого города великолепно иллюстрировала
«реинкарнационную» концепцию, присущую всем мезоамериканским культурам:
главный вход в комплекс (и профанная часть) располагался на юге, а
далее дорога вела на север, воплощавший место древней прародины.
Одновременно, чем дальше на север, тем сакральнее становились постройки
архитектурного ансамбля города.
Северная сторона площади в центре города
перекрывалась платформой сложной конфигурации. Поверх нее располагалась
круглая ребристая пирамида, достигавшая 32-метровой высоты. Детальный
план профессора Хейзера из Калифорнийского университета (сделанный в
1968 году) демонстрирует постройку, горизонтальная проекция которой
более всего напоминает распустившийся цветок лотоса. К северу от нее
начиналось сакральное пространство города.
Важнейшая часть сакрального комплекса — четыре
пустые гробницы и одно погребальное сооружение, в котором были найдены
останки двух детей. В первой из гробниц был великолепный саркофаг
вытянутой формы, накрытый тяжелой прямоугольной крышкой-панелью. Костей
в нем не оказалось, но были нефритовые украшения и статуэтки. Узкая
грань саркофага полностью покрыта рельефом, изображающим морду ягуара,
причем нижнюю половину занимает контур большой изогнутой пасти в форме
характерного крестовидного овала. От огненных, так называемых
«пламенеющих», бровей (символ странствующей по Млечному Пути души)
отходит другой опоясывающий орнамент, ритмично повторяющий рисунок над
носом и между бровями ягуара — наподобие пробивающегося растения из
двух лепестков, что символизирует возрождение. Таким образом,
ольмекский «ягуаро-саркофаг» символизирует пространство пещеры предков,
куда направляются души умерших для встречи с предками и последующей
реинкарнации. Три другие отличались друг от друга лишь незначительными
деталями — внутри каждой вместо тела человека были обнаружены лишь
разложенные соответствующим образом на овальном пятне украшения.
Северная граница городского ансамбля,
символизировавшая переход в мифологическое или легендарное
пространство, была обозначена четырьмя гигантскими головами — огромными
круглыми или чуть овальными каменными монолитами выше человеческого
роста, изображавшими голову и лицо человека. Они находятся на одной
линии, как бы отчеркивая северную границу центра и указывая в сторону
легендарной прародины.