Гибель Чульчуапы
Около 5 тысяч лет со времени изобретения письменности, в хрониках и
летописях разных племён и народов нашей планеты время от времени
появляются сообщения о гигантских природных катастрофах, которые влекли
за собой смерть и разрушения, а порой и бесследную гибель целых культур
и цивилизаций. В анналах истории встречаются немало трагических случаев
подобного рода. Древние крепости и замки Средней Азии, погребённые в
песках, исчезнувший загадочным образом город Итиль в низовьях Волги -
столица Хазарии, по непонятным причинам заброшенные города в джунглях
Мексики, пришедшие в упадок великолепные столицы протоиндийской
цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа - список этот бесконечен. Гибель их
загадочна, но всегда так и иначе связана с какими-то природными
процессами.
Что на сегодняшний день знает наука о грозных явлениях природы, которые
обрушивались на человека в глубокой древности, за несколько тысяч лет
до настоящего времени? Разнообразна и своенравна природа Мексики и
Центральной Америки. "Полные удушающих испарений джунгли, выжженные
солнцем каменистые нагорья, где днём палит зной, а ночью замерзает
вода, грозные вулканы, частые землятресения, хищные звери и ядовитые
змеи - такова была среда, в которой вынуждены были жить индейцы", -
отмечает историк В.Полевой. Местные индейцы жили в постоянной борьбе с
последствиями засух, наводнений, землятресений, вулканических
извержений, губительных эпидений и т.п. Легенды индейцев о потопах и
землятресениях - это память о реальных бедствиях, постигших в разное
время различные народы и племена доколумбовой Америки.
Какое же влияние в действительности оказывали эти природные катастрофы
на исторические судьбы древних племён и народов? Археологические
открытия на территории Сальвадора позволили с поразительной
достоверностью и полнотой проследить, как отразились два таких
стихийных бедствия на развитии доиспанских культур местных индейцев. На
западе небольшой центральноамериканской республики Сальвадор, в долине
реки Рио-Пас, находится Чульчуапа - один из крупнейших археологических
памятников юго-восточной горной зоны древних майя. Сейчас там огромное
скопление оплывших пирамидальных холмов из глины и земли, кучи
хозяйственного мусора и обломки причудливых каменных скульптур. Но в
древности Чульчуапа была большим и процветающим поселением горных
племён майя, их важным ритуальным, политико-административным и
торгово-ремесленным центром. Раскопки вскрыли в центре Чульчуапы
ансамбли величественных каменных храмов, стоящих на плоских вершинах
ступенчатых пирамид. У их подножия найдены ряды стел и алтарей с
рельефными изображениями и иероглифами. По всем внешним признакам -
большая территория, значительное число жителей, монументальная каменная
архитектура, развитое искусство, письменность и календарь - поселение
Чульчуапа приближалось уже к статусу подлинного города. И это было в
конце 1 тысячелетия до н.э., задолго до появления городов в других
областях майя. Горные племена майя, казалось бы, вот-вот должны были
вступить в эру государственности и цивилизации. Но этого не произошло.
На юго-восток страны внезапно обрушилось ужасное стихийное бедствие -
сильное извержение вулкана. Гибель Чульчуапы произошла внезапно. Мощные
слои белого вулканического пепла, словно саваном, окутали дома и
святилища. Жители спешно оставляли свои дома, спасаясь от
разбушевавшейся стихии. Последствия этой катастрофы давали о себе знать
в течение многих веков: жизнь в Чульчуапе возобновилась лишь спустя
несколько столетий. Реальный ход этих событий реконструирован учёными с
достаточной полнотой. Судя по характеру и толщине вулканических
отложений, извержение Илопанго протекало в три этапа. Сначала из туч
выпадали довольно крупные частицы пемзы. Они покрыли всё пространство в
радиусе 50 километров тонким слоем в 1-2 сантиметра, а у подножия
вулкана - до 40 сантиметров. Затем начались интенсивные пеплопады из
туч, а мощные потоки раскалённых газов, пепла и пемзы катились по
склонам гор, сжигали на своём пути посевы, погребали леса и селения.
Как след этого, сейчас можно увидеть слой пепла толщиной в 20
сантиметров на площади радиусом до 77 километров. И наконец, третий
этап: снова выбросы газа и пепла довершили опустошение территории,
прилегающей к Илопанго. Толщина отложений белого пепла на этот раз
достигала в среднем 0,5 метра, а вблизи источника извержения - от 9 до
50 метров.
Как же отразилась эта сильнейшая катастрофа на судьбах населения горных
юго-восточных районов майя, на судьбе майя в целом? За один день край с
роскошной тропической растительностью превратился в белую пустыню,
почти без признаков жизни. Что же тогда случилось с людьми? Нет,
жителей Чульчуапы и многих других посёлков, расположенных всё-таки на
некотором удалении от Илопанго, не постигла печальная участь обитателей
Помпеи и Геркуланума. Их дома не были засыпаны до самых крыш
вулканическим пеплом, не были затоплены грязевыми потоками или сожжены
огненной лавой, и многие жители, вероятно, спаслись.
Но как мог после такой ужасной катастрофы земледелец майя, вооружённый
каменным топором и палкой с заострённым концом, возделывать свои поля,
если кругом, на площади более 3 тысяч квадратных километров, лёг слой
пепла в 20 сантиметров толщиной? Около 30 тысяч человек в одно
мгновенье потеряли все средства к существованию. Чтобы избежать
неминуемой голодной смерти, они вынуждены были покинуть родные места и
искать спасения в соседних областях, не пострадавших от извержения.
Археологические исследования показывают, что так оно и было. Близ
рубежа нашей эры культура горных майя переживает явный упадок, а многие
селения прекратили своё существование. В это самое время жители
северной лесной зоны майя вступили в полосу своего наивысшего расцвета,
в так называемый классический период.
У исследователей появилось предположение, что переселение части горных
майя на север после извержения Илопанго, возможно, стало причиной,
ускорившей формирование "классической" цивилизации майя в низменной
лесной зоне. Тщательное изучение археологических находок, особенно
керамики со всей территории майя, позволило учёным предположить, что
подобное развитие событий вполне вероятно. В самом конце 1 тысячелетия
до н.э., то есть приблизительно в то же время, когда произошло
извержение Илопанго, на севере, в низменной лесной зоне майя, а точнее
- в Петене (Гватемала) и Белизе, внезапно произошли удивительные
перемены. Население там более чем удвоилось. Это хорошо видно по росту
числа домов. Кроме того, в местной культуре вдруг появились новые виды
статуэток, орнаментов. Среди изделий некоторые удивительно похожи на
вещи, найденные в Сальвадоре. Особенно поразительно сходство таких
специфических по форме сосудов, как чаши на четырёх полых ножках в виде
женских грудей. Они так похожи, что археологи не могут отличить,
например, керамику, найденную в Бартон-Рамье (Белиз), от керамики
Чульчуапы (Сальвадор). Следовательно, гипотеза о массовом переселении
жителей юго-восточной горной области майя, пострадавших от
катастрофического извержения вулкана, на север - к своим ближайшим
сородичам, племенам равнинной лесной зоны, выглядит весьма
правдоподобно. Однако это отнюдь не означает, что блестящая
классическая цивилизация майя 1-9 веков н.э. в Южной Мексики и Северной
Гватемале происходит непосредственно от культуры переселенцев из горных
областей.
Скорее всего приток населения с юга лишь убыстрил и оживил те процессы
и явления по формированию государственности и цивилизации, которые уже
наблюдались прежде у местных племён. Миграция из Сальвадора и других
горных районов юго-востока была не первопричиной, а катализатором этого
процесса, способствовавшим культурному расцвету майя в последующий
период. В то время, как города равнинной лесной зоны майя вступили в
свой "золотой" век, на юге, в горах Сальвадора, жизнь медленно
возвращалась в опустошённые извержением Илопанго земли. Дожди размыли и
переотложили вулканический пепел. Постепенно восстанавливалось и
плодородие почвы. На покрытых белым саваном вулканического пепла землях
пробивались первые растения - мхи, травы, кустарники, низкорослые
деревья. Но люди вновь поселились здесь не ранее 5 века н.э. Видимо,
это были группы майя-чорти. Их интенсивное переселение на юг относится
именно к данному периоду. Они выращивали на своих полях главным образом
кукурузу и бобы.
Оба эти растения археологи обнаружили при раскопках древнего поселения
Серен (долина Сапотитан, Западный Сальвадор). Расположенный
сравнительно недалеко от Чульчуапы, этот памятник майя-чорти можно
сравнить с Помпеями. Его постигла та же незавидная участь, что и
римский город, погибший в 1 веке н.э. В Серене самой интересной
находкой был большой многокомнатный дом и расположенная неподалёку от
него "рабочая платформа". Обе постройки были из дерева и обожжённой
глины.
Столбы опоры несли на себе высокую крышу из пальмовых листьев. В доме
найдено много глиняных сосудов. В одном из них уцелели бобы фасоли. На
"рабочей платформе" нашли различные каменные орудия со следами
обработки. Вполне возможно, что это была мастерская по выделке
инструментов и оружия. Но самое удивительное то, что рядом с домом
обнаружено небольшое прекрасно сохранившееся поле, возделанное и
засеянное в древности маисом. Те же самые силы природы, которые
уничтожили посёлок, совершенно случайно сохранили до наших дней этот
редкий, просто уникальный объект.