Самая большая
загадка для современных ученых, поражающая воображение не меньше, чем
гигантские рисунки на плато Наска, еще одно каменное наследие неведомой
цивилизации – Пума Пунку ("Ворота Пумы”, как их окрестили) – тысячи
тонн каменных развалин на высокогорном боливийском плато, в километре
от Тиауанако (что, скорее всего, составляло когда-то c древним городом
единое целое).
Здесь, на пыльной
безжизненной земле были
столетиями разбросаны гигантские каменные блоки – то, что осталось за
истекшие тысячелетия от Пума Пунку – лишь самые большие, неподъемные
монолиты, весом от 22 до 1000 тонн, из красного гранита, андезита и
серого диорита – пород, невероятно твёрдых и прочных, с трудом
поддающихся обработке. Но они обработаны, да еще с какой
скрупулезностью, точностью и мастерством, с каким высочайшим
профессионализмом. Ведь вроде бы тогда, когда их обрабатывали, для
этого просто не существовало еще инструментов. По крайней мере – по
нашим понятиям – не должно было существовать. Первое, что озадачивает
при взгляде на эти гигантские тяжеленные монолиты, каким образом их
сюда, на 4-километровую высоту, приволокли. Было установлено, что часть
блоков для Пума Пунку добывалась в гранитном карьере, находившемся
далеко внизу, в 60 км от строительной площадки. В XVI веке один
испанский колонист, Гарсиласо Де Ла Вега, пораженный увиденным, записал
в "Комментариях о царстве инков”: "Это невозможно представить. А когда
увидишь своими глазами, начинает казаться, что тут не обошлось без
колдовства и что это дело рук демонов, а не людей. Он построен из таких
огромных камней и в таком множестве, что сразу возникают вопросы, как
индейцы добывали эти камни и как доставляли их сюда, как обрабатывали
их и ставили друг на друга с такой точностью”/ Там же Гарсиласо
приводит пример, как правитель инков приказал перенести лишь один
громадный блок, чтобы добавить его к уже существующему сооружению.
Более 2000 индейцев волокли этот камень, но в конце концов он свалился
с обрыва, задавив попутно 300 человек. Особенно озадачивают блоки
размерами поменьше. Правильной формы с идеальными ребрами и гранями,
отполированными в отдельных случаях до зеркального блеска.
Изготовленные будто по единому шаблону, иные имеют несколько
ступенчатых плоскостей внутри монолита сложной геометрической формы,
выемки, пазы, перехваты, карнизы, лунки, замки. И это не архитектурные
детали, не части каменных фризов. Не вызывает сомнений, что все они
каким-то хитроумным способом соединялись друг с другом. Одни из них
зеркально повторяют друг друга, есть пары, в которых уступы на одном
блоке с абсолютной точностью, с аналогичным обратным повтором,
соответствуют впадинам на другом, сопряженном с ним блоке, что
позволяет намертво состыковывать их. На иных парных блоках имеются
фигурные углубления, в которые явно вставлялись какие-то соединительные
элементы, типа скоб или петель. Собрать их воедино не представляется
возможным во-первых, потому, что большая часть малых блоков растащена
местными жителями в разные исторические времена, но главное еще и
потому, что никто не знает, что, как и для чего собирать. Эти развалины
явно не принадлежали ни храму, ни пирамиде, ни жилому дому. То есть,
возможно вообще не имели отношения к архитектуре. И у ученых возникла
совсем уж фантастическая, чтобы не сказать бредовая, мысль: а не
являются ли все эти фигурные плиты деталями каменной "машины времени”. "В
мире
нет другого подобного места, – пишет немецкий ученый и писатель
И.Фибаг, – где так резко совмещаются и так бросаются в глаза
неспособность нашей археологии объяснить эти вещи и очевидный факт их
существования.” Обширная каменная площадка посередине похожа на
остатки фундамента из мощных тесаных блоков красного гранита. В центре
этого фундамента зияет брешь с разрушившимся и ушедшим в землю блоком.
Ученые считают, что разрушить такую мощную конструкцию именно с такими
последствиями мог только взрыв. Предания инков донесли до нас
следующее: "Пума Пунку был построен за одну ночь богами, которые умели
летать. Эти же боги и разрушили своё сооружение, подняв его в воздух,
перевернув и бросив на землю.” Когда фотоснимки блоков из Пума Пунку
показали одному из лучших мастеров по надгробьям, тот с полной
уверенностью заявил, что со всеми своими алмазными циркулярными пилами,
свёрлами, фрезами и шлифовальными станками он не в состоянии изготовить
такой сложный по форме предмет из каменного монолита таких размеров. Точность
обработки
камня настолько высока, что допуски составляют доли
миллиметра. На полированной поверхности некоторых блоков, к примеру,
прорезаны, как по линейке, прямые, параллельные линии-бороздки длиной
до 5 метров. В одной такой канавке - шириной 3 мм и глубиной 2,2 мм -
через каждые 4 см, просверлены (!) отверстия диаметром 1,5 мм. Группа
исследователей
Эриха фон Деникена ввела в компьютер точные данные всех
сохранившихся компонентов и выяснила, что все борозды и планки идеально
сопрягаются друг с другом, в результате чего образуется стена из
готовых элементов, невероятной прочности и сейсмоустойчивости. Для
скрепления блоков неведомые строители использовали металлические штыри,
отливавшиеся на месте: расплавленный металл заливали непосредственно в
заранее выбитые каменные ложбинки обоих блоков, что свидетельствует о
наличии у древних мастеров переносных печей. Анализ остатков сплава
показал присутствие в нём железа, меди и никеля. Ну вот пока и все,
что об этом феномене известно. И поскольку понять его назначение нам не
дано, остается лишь изумляться и разводить руками. О древних
цивилизациях Перу и Боливии в научной литературе упоминания встречаются
крайне редко, и то лишь в связи с наследием инков, которым
приписываются все археологические находки и архитектурные памятники на
территории обеих стран, хотя имеются более чем веские доказательства,
что индейские племена появились здесь, как минимум 7 000 лет спустя
после того, как таинственная цивилизация, которую инки называли
великанами, "звездными людьми”, исчезла. На протяжении четырех
веков Тиауанако и Пума Пунку служили каменоломней Боливии. Прекрасно
обработанные камни растаскивали все кому не лень. А то, что увезти было
не под силу, включая огромные каменные статуи, разбивали на месте
кирками, позднее – взрывали динамитом. Больше всего Тиауанако и Пума
Пунку пострадали во время прокладки "железной дороги Прогресса”, когда
строители, нуждаясь в камне – с разрешения властей (!) – взрывали их
стены и статуи. Лишь много позже боливийские и перуанские власти
взялись, что называется, за ум, чему скорее всего способствовал бурно
развивавшийся по всему миру туристический бизнес. В 1957 году был
основан боливийский государственный "Центр археологического изучения
Тиауанако”. Да только для изучения там уже мало что осталось.