9-й день, 12.06.09 .
Монастырь Сакья и переезд в Латце, где делаем
пробный выход на высоту 4350 м , ночевка в гест хаусе, далее - переезд в
грязный-прегрязный город Сага, здесь помои и мусор выливаются прямо под
ноги. Но, правда, если отойти от него километров на 6, можно получить
большое удовольствие от прогулки на берегу Брахмапутры.
Несколько слов о «земном». Наши переезды довольно длительны – по 9-12
часов находимся в пути. Пыль, короткие остановки, ночевки в отелях,
гэстхаусах, усталость, все это опускает с небес на землю. Программа
экспедиции очень насыщена, и зачастую мы не имеем достаточно времени,
чтобы переложить вещи, достать что-то насущное и необходимое. В один из
таких моментов, когда сознание и внимание было полностью переключено на
бытовые мелочи, Ксенечка изрекла замечательную фразу, которая очень
точно передает это состояние: «Среди бесконечного поиска салфеток,
прокладок, ботинок, часто забываешь о высокой цели своего путешествия.
Кажется, что мы здесь только для того, чтобы отыскать безнадежно
пропавший рулон туалетной бумаги, и лишь иногда вспоминаем, что мы еще
ищем и смысл жизни». 10-й день. 13.06.09 .
Из Саги удаляемся в глубь Тибетских гор по
пыльной, трясущей грунтовке вдоль Брахмапутры. Останавливаемся в очень
красивом месте - на возвышенности из искрящихся песчаных дюн с
торжественно открывающимся видом на Гималайский хребет, и с
величественно выделяющейся горой Нанда Дэви ( 7800 м ) и озером на
дальнем плане.
Бескрайний простор, тишина, море света, чудесная игра красок неба, земли
и воды наполняло радостью каждую частичку тела, души и духа. Хотелось
лететь, кружиться, танцевать… А мягкое тепло прогретого солнцем песка
нежно обволакивало, умиротворяло и создавало внутренний покой и
равновесие.
Продолжаем путь. Переезд по живописному ущелью через перевал. К
вечеру, в густых синих сумерках, впервые нам открылся священный Кайлас (
6714 м )! Внешне немного суров и строг. Но нельзя было обмануться в
чувствах, ощутив исходившие от него мощные волны тепла и света.
ЗДРАВСТВУЙ, КАЙЛАС!
Вскоре добираемся до гест хауса, примерно в 200 метрах от знаменитого
озера Манасаровар, и с видом на расположенную на противоположном берегу
озера гору Гурла Мандата ( 7728 м ).
Священную гору Кайлас (в других произношениях – Кайласа, Кайлаш,
по-тибетски Гангкар Тисэ) называют Олимпом Центральной Азии. Согласно
традиции индуистов, на Кайласе обитает один из богов, входящих, наряду с
Брахмой и Вишну, в верховную триаду - грозный Шива, своим танцем
«тандава» поддерживающий порядок во Вселенной. Когда же очередная
Вселенная оканчивает свой жизненный путь – кальпу (длящуюся, по тому же
учению, 4 320 000 000 лет), Шива ударом своего трезубца разрушает
дряхлое мироздание, освобождая место для нового… Но большую часть своего
времени Шива, как великий аскет-йогин, проводит в глубочайшей медитации
на снежной вершине огромной горы. Это и есть Кайлас.
Верующие четырех религий – индуисты, буддисты, джайнисты и
приверженцы бон – считают эту необычную гору «сердцем мира», «осью
земли». Географическое расположение Кайласа уникально: находясь в
отдаленной, труднодоступной местности Западного Тибета, он является
одним из главных водоразделов Южной Азии. В районе Кайласа текут четыре
главных реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Сатледж, Брахмапутра и
Карнали. Неподалеку берет свое начало Ганг.
Из-за горизонтальных и вертикальных полос на склонах Кайлас получил
прозвище Гора-Свастика. Символ свастики, или коловорота, как он известен
у славян, выражает творящий принцип Вселенной. Этот символ очень
популярен в обиходе тибетцев. Им украшают храмы, жилища, утварь, его
можно видеть на различной технике – машинах, экскаваторах.
Очень интересна форма горы. Она похожа на гигантскую пирамиду, с
довольно четкими гранями. Вершина немного скруглена, что дает некоторое
сходство с куполом. Стороны пирамиды называются лицами Кайласа: южная
сторона – Сапфировое лицо западная сторона – Рубиновое лицо северная
сторона – Золотое лицо восточная сторона – Серебряное лицо.
«Есть просто горы, а есть особенные горы. Особенные горы – это не те,
что выделяются своею необычной формой, как странные черты лица или
странные поступки еще не делают человека личностью.
Личность – это, прежде всего, сила влияния на окружающих, а эта сила
происходит из постоянства, гармоничности и цельности характера. Если эти
качества присутствуют в человеке, он способен вести за собою людей,
стать правителем, святым или ученым, формирующим мысль поколения. И мы
признаем в нем некий сосуд, вместилище божественной силы. Если все эти
качества есть у горы, ее считают вместилищем космической силы и называют
священной горою.
Сила такой горы велика и вместе с тем тонка, люди притягиваются к ней
отовсюду, как к магниту, и в этом необъяснимом стремлении приблизиться к
истоку священной силы, поклониться ему, они готовы на любые трудности и
лишения. Никто не объявляет специально о святости горы, но всякий знает
об этом, ее святость не нуждается в провозглашении, ведь никто не
сомневается в этом…
Здесь …вовсе нет стремления «покорить» гору. Вместо того чтобы
«покорить» гору, религиозный человек, кажется, предпочитает быть
покоренным ею…
Так случилось, что с незапамятных времен священная гора Кайласа
вдохновляла людей, слава о ней расходилась по миру…Она была средоточием
двух самых древних цивилизаций…Как для индуса, так и для буддиста
Кайласа представляет собою центр вселенной. В соответствии с древней
санскритской традицией, ее называют Меру или Сумеру. Она считается не
только физическим, но и метафизическим центром мира… И также, как
психофизический организм человека увенчан высшим центром сознания …, так
и Меру, или Кайласа, увенчана невидимым храмом трансцендентальных сил…
…Для верующего это и в самом деле небесный храм, престол божеств,
центр космических сил, ось, пуповина, соединяющая землю со вселенной,
антенна, передающая и принимающая духовные энергии нашей планеты»
/Анагарика Говинда/.
По некоторым мистическим традициям считается, что Кайлас – одно из
тридцати двух главных оккультных мест на земле, откуда исходит некое
излучение, которое ускоряет духовное развитие человека.
Наша первая встреча с Кайласом была со стороны его Сапфирового лица, а
несколькими днями позже, отсюда, с южной стороны, будет происходить и
начало коры (обход по часовой стрелке вокруг священного объекта).
Перед горой находятся озера-близнецы Манасаровар ( 4600 м ) и Ракшас
Тал ( 4584 м ), имеющие форму Солнца и Луны. По легенде озера,
соответственно, связаны с силами света и тьмы. Восточное озеро,
Манасаровар ( по тибетски «Цзо-Мапхам» в переводе «Непобежденный» или
«Непобежденное озеро»), является самым высоко расположенным водоемом с
пресной водой. Его окружают восемь буддийских монастырей, что по
религиозным представлениям символизирует образ великого Колеса Жизни с
восемью спицами. Верующие совершают вокруг озера кору или парикарму.
Индийский поэт Калидаса писал в III веке н.э.: «Когда земля Манасаровара
касается тела, когда кто-либо купается в нем, он отойдет в рай Брахмы.
Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий
грехов 100 своих жизней. Его воды – жемчуг». По преданию, именно здесь
находится земной рай, и в нем произрастают травы, лечащие от всех
болезней Духа и тела.
Западное озеро Ракшас Тал считают воплощением сил тьмы, ночи и
«темной» стороны сознания, необходимой, однако, для жизненной
завершенности. Манасаровар представляет собой положительное начало
Ракшас Тал – отрицательное но, подобно «ян» и «инь» китайской философии,
эти начала не являются взаимоисключающими, а переходят друг в друга.
11-й день. 14.06.09 .
Утром идем встречать рассвет на Манасаровар.
Ожидая появления Солнца, наблюдаем, как постепенно меняются цвета у
озера и неба, и как жирные важные чайки тусуются у края воды. До
завтрака еще есть время, около часа, значит, я успею забраться на
ближнюю возвышенность и оттуда пофотографировать и полюбоваться видами.
Что и делаю. Стоя на вершине, чувствую легкий звон в ушах и легкое
головокружение от нахлынувших волн радости. О, как прекрасны Твои
творения, Господи! Как вместить в себя эту необъятную Красоту? Глаза
застилают слезы благодарности, в висках стучат строки из стихотворения
Д. Мережковского:
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, - Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю…
С губ срываются слова молитвы:
Слава силе Твоей, Господи,
слава благости Твоей, Господи,
слава щедротам Твоим, Господи,
яже являеши на мне грешной!
молюсь или играю, Я живу иль умираю, Я не знаю, я не знаю...
/Д. Мережковский/
На востоке, слева – Кайлас прямо передо мной, внизу простирается
священное озеро, и где-то там, внизу крошечные люди-точечки справа –
подсвеченный восходящими лучами солнца бело-розово-голубой пик Гурла
Мандата чуть позади – висящий на скале монастырь Чиу («Птичий
монастырь»). Пропадает ощущение времени, собственного тела, исчезают
мысли, остается некая парящая в пространстве субстанция…
….И разделенная Божественная Суть
Вливается опять в Единое Сознанье.
/С. Веретенников/
Однако надо возвращаться.
После завтрака едем на озеро Ракшас-Тал («Озеро разгневанных
демонов»). Тенгри (наш руководитель) сказал, что мы совершим омовение в
обоих озерах. Сначала в Ракшас Тале мы «смоем» свои недостатки, грехи,
пороки, а затем, в Манасароваре получим очищение перед предстоящей корой
(ну, прямо, как в сказке – омоемся мертвой и живой водой).
Ракшас Тал
|
|
|
В книгах Эрнста Мулдашева, в которых автор делится своими
впечатлениями от Трансгималайской экспедиции, нашла описание его встречи
с озером Ракшас Талом. Воображение нарисовало довольно мрачную картину
свинцовой, волнующейся воды зловещего озера, так называемого «воплощения
сил тьмы», с низко нависшими черно-серыми тучами, со сбивающим с ног
пронзительным порывистым ветром.
Когда подъехали к Ракшас Талу, первое, что я себе сказала: «Каждому -
свое». Что же открылось нашему взору? Одно из первых ощущений –
ощущение полной гармонии и красоты. Если это царство демонов, то внешне
выглядит очень даже красивым. Единственно, что придавало немного
тревожно-печальную нотку озеру – это глубокий сложно-синий цвет его
беспокойных вод. Но, в целом, картина потрясающая. Ярко голубое небо,
Луна, зависшая, что называется, средь бела дня над западной стороной
озера, сверкающая белизна вершин, необычный цвет у воды, серая галька, и
все залито солнечным светом. И никаких тебе грозных туч. Может, кому-то
из побывавших здесь и было такое показано, но не нам. Нас Ракшас Тал
встретил очень дружелюбно.
Мне нравится, как передает состояние природы здешних мест Анагарика
Говинда, в своей книге «Путь белых облаков»: «Странная, таинственная
атмосфера царит здесь над тихою синей водою – дух одиночества и
суровости, которого нет на берегах Манасаровара.
Этому трудно найти объяснение. Ракшас Тал расположен в необычайно
красивом месте: мягкие красно-коричневые холмы по обеим сторонам,
мощный, покрытый снегом горный массив Гурла Мандата … - все это создает
впечатляющую, красочную оправу глубокому синему озеру. И все же его
красота отмечена необъяснимой грустью. Очевидно, все чувствует это и
потому здесь не строят монастырей, как на берегах Манасаровара.
Есть тайны, которых нельзя касаться, Ракшас Тал – одна из них. Много
было сказано и написано о Манасароваре, но о Ракшас Тал почти ничего не
известно. А ведь он получает воды, стекающие прямо с горы Кайлас, и
между ним и Манасароваром существует соединяющий поток, так что когда
воды Манасаровара (расположенного на пятьдесят футов выше) поднимаются
выше обычного, они стекают через этот поток в Ракшас Тал. Считается, что
это очень благоприятный знак».
Небольшой перешеек, соединяющий лунное и солнечное озера привел нас к
берегу Манасаровара. Словно мириадами алмазных граней искрилась под
лучами солнца поверхность дивного озера. Сияние, необыкновенное сияние
исходило от лазури воды, которое усиливалось роскошной оправой
белоснежных горных вершин. Казалось, что мы и в самом деле попали в Рай.
«На земле нет места, более похожего на рай, чем окрестности Кайласы и
Манасаровара». /Анагарика Говинда/. Все вокруг так сильно отличалось от
привычной жизни, что возникло устойчивое ощущение нахождения в
параллельном мире. Благодать щедро изливалась на нас со всех сторон.
Море солнечного света, чистейший воздух и, почти неземная КРАСОТА!
Необыкновенная легкость в душе, вперемешку с радостью, после купания в
ледяной воде Маносаровара позитивный заряд энергией еще больше
усиливается. Боже, благодарю Тебя, что дал возможность видеть и
соприкоснуться с этими святыми местами!
…Тянется из детства эта нить
Тропкой каменистою маршрута.
Цвет небес глазами только пить
В те благословенные минуты.
Столько лет меж тем и этим днем,
Сколько дней потраченных нелепо.
Осенит спасительным огнем
И простит по-матерински небо.
/ Е. Салов/
Озеро Манасаровар и Гурла Мандата
|
|
Омывшись в водах двух великих озер, мы продолжили наш путь в
монастырь Чиу («Птичий»). Одной из его основных достопримечательностей
является пещера гуру Ринпоче . В 7-8 веках над пещерой был сооружен
монастырь. Забравшись всей группой в небольшое углубление в скале, то
есть в эту самую пещеру, несколько минут мы провели в медитации.
С возвышенности, на которой расположен монастырь, открывается чудесный вид на озеро Манасаровар и Кайлас.
12-й день путешествия 15.06.07.
Переезжаем от Манасаровара в монастырь Тиртхапури, расположенный над
священной рекой Сатледж, берущей свое начало от Кайласа. Огромного
размера монастырь, протянувшийся на довольно значительное расстояние по
склону горы, очень живописно сочетается с здешними местами.
Здесь же, у реки бьют горячие серо-водородные источники. Выйдя из-под
земли на поверхность, они растекаются по очень интересным углублениям
округлой формы, похожим на ванночки, созданным самой природой. С
удовольствием парим ноги в этих чудо-ванночках.
Дальше едим в долину Кун-Лунг и через некоторое время подъезжаем к
монастырю, относящемуся к религии Бон-по, которая в настоящее время
считается ответвлением буддизма, одной из многочисленных сект ламаизма.
Основная отличительная особенность традиции Бон от буддизма – знак
свастики, катящийся влево, тогда как буддийская свастика направлена
вправо.
По преданию, именно сюда Адольф Гитлер направил своих представителей для овладения тайными магическими знаниями.
Рядом с монастырем в скалах много пещер, куда приезжают медитировать йоги с Восточного Тибета.
Источник:
|