Понедельник, 13.05.2024, 12:21
              пиритурс"
 
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МЕСТАМ СИЛЫ
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта

Категории раздела
Израиль [0]
Индия [4]
Тибет [7]
Египет [1]
Байкал [0]
Алтай [0]
Байки Доктора Смерть [1]
Говорит Мулдашев [2]
Китай-Тибет
Испания - Франция
Статистика
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

социальные сети





 Каталог статей
Главная » Статьи » Рассказы путешественников » Тибет

Привет, Тибет! (дневник путешествия) стр-1             
Привет, Тибет! (дневник путешествия)
  


Н.К. Рерих. Путь на Кайлас.

Сила гор в их чистоте.

/Н. Рерих/

 

Я упал в небеса, чистотой окрыленный,

Очарованный светом, блаженный, влюбленный.

Был загадкой последней мой образ вдали.

Вверх упал я, дойдя до края земли…

/С. Веретенников/ 

…И все происходящее действительно было похоже на падение вверх. Мне очень нравятся эти строки из стихотворения С. Веретенникова. Они, наверное, наиболее точно отражают то состояние, которое в котором мы находились, будучи в таинственном Тибете.

Однако, все по порядку.

Главная цель нашего путешествия – кора (обход) вокруг священной горы Кайлас – центра поклонения четырех религий: буддизма, индуизма, джайнизма, бон-по.

Но, она, эта цель будет достигнута несколько позже, а пока нам предстоит двухнедельная акклиматизация к высокогорью, совмещенная с экскурсиями по Непалу и Тибету.

Экспедицию организовала Академия эзотерических путешествий «Кангри», собрав группу со всех концов России и Израиля. Группа замечательная – дружная, веселая, все единомышленники, искатели Духа и приключений.

1-й день. 04.06.09 .

Прилет в столицу Непала Катманду. Здесь мы встречаемся с нашим руководителем от «Кангри». В аэропорту, в знак благословения и пожелания добра, встречающие нашу группу непальцы, одели на нас гирлянды из оранжевых бархатцев и белые шарфики (хадаки). Все это очень мило и в этом нехитром обряде сразу чувствуешь доброжелательность и тепло непальского народа.

По дороге в отель, из окна автобуса начинается знакомство с жизнью страны. Первые штрихи впечатлений: бедность, грязь, узенькие улочки, коровы, козы, куры, бредущие по столице развешенное на окнах, на крышах и на заборах белье нагромождение строящихся, выстроенных, полуразрушенных зданий. На обочине проезжей части сидящая девочка моет в тазу посуду, кто-то моет голову прямо у края дороги, худенькие, темнокожие велорикши, нищие, во множестве расположившиеся вдоль дорог и нескончаемая торговля, торговля, торговля, от которой начинает рябить в глазах. При всем при этом, на лицах людей не видно печати страданий и недовольства судьбой. Но что, несомненно, радует взор, так это очень красивая одежда на женщинах. Так же как и индийские, женщины Непала носят яркие колоритные пенджаби, сари, шали. Вот такой предстала перед нами столица Катманду.

Непал - родина одного из величайших светочей человечества Гаутамы Будды (родился в Лумбини – в современном Непале близ границы с Индией), учение которого легло в основу буддизма. Индуизм и буддизм – основные религии в этой стране, поэтому все здешние достопримечательности являются выражением и отражением этих религий.

После обеда поехали в индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх (Пашупати, царь животных , или иначе господин живых существ) , расположенный по обе стороны реки Багмати на восточной окраине Катманду. Пашупатинатх считается самым важным в мире святым храмом, посвященном Шиве. Основные храмы расположены на западном берегу реки, но туда пускают только индусов. Мы находимся на противоположном берегу и наблюдаем погребальные церемонии. С непривычки все представляется жутким зрелищем. Эта, так называемая, священная река бесконечно загрязнена. Вдоль нее расположены постаменты для погребальных костров, где совершается сожжение трупов, источая удушливый специфический дым, окутывающий окрестности на довольно большое расстояние. После сожжения прах пускают вниз по реке. Тут же, в мутной воде возятся дети, вылавливая вещи, которые вместе с останками также бросают в воду. К сожалению, внутренне я не смогла ровно принять происходящее, и от этого тихо страдала. И очень хотелось бежать отсюда, хотя что-то говорило, что надо уметь вмещать противоположности, находящиеся в неразрывном единстве, как прекрасное, так и безобразное. Это только личное, субъективное восприятие, но экскурсия у меня восторга не вызвала. Грязь, грязь, грязь и трупный смрад – вот та отрицательная доминанта, которая мешала видеть все в истинном свете и воспринимать Божественные энергии. Да простят меня индусы, что не смогла по достоинству оценить их сокровище:)). Идем по противоположному берегу, где расположены 11 маленьких храмов Шивы. Здесь же видим лестницу, ведущую в обезьяний парк. Действительно, очень много обезьян.

Мартышки, подобно людям, деловито копаются в мусорных кучах, и люди, также как и мартышки, тоже копаются в этом же хламе. Такова здешняя жизнь.

На террасах и культовых сооружениях сидят садху (аскеты). Честно признаюсь, что фотографировать в таком, казалось бы, святом месте, совсем не хотелось. Но у ребят из группы было совсем иное отношение к окружающему. Сергей, например, с удовольствием вписался в компанию садху.

Наконец программа посещения комплекса завершена. Едем в школу танки.

Танка (тхангка) – это тибетская икона. Нам подробно рассказали технологию их создания. Среди прочих красок используют натуральное золото.

Слушая рассказ о танках, и вглядываясь в рисунки, невольно удивляешься глубине философской мысли, вложенной в замысловатый сюжет этих изображений. Здесь и Колесо Сансары, и добродетели, и невежество, со всеми его печальными последствиями, тесно переплетены в строгой последовательности. И, кажется, что вся схема жизни раскрыта в танке. Невежество назидательно представлено различными картиночками грехов, которые закономерно закручивают колесо неблаговидных поступков в страдание.

Эта школа расположена напротив знаменитой ступы Буднатх (в другой транскрипции – Будданатх). Посещение ее тоже планировалось в этот день. Но сейчас, в июне, начался сезон дождей. И мы, застигнутые ливнем, задерживаемся в школе, а к ступе пойдем завтра.

Приветливый, гостеприимный гид школы танки предложил нам переждать непогоду за чашкой чая. В теплой, дружественной, непринужденной обстановке коротаем время. Вообще, хочется несколько слов сказать о прекрасных душах непальцев. Это удивительно добрые, открытые люди, глядя которым в глаза, чувствуешь искреннюю неподдельную любовь ко всему сущему. Чуть позже, то же самое мы увидим и среди тибетского народа.

2-й день. 05.06.09.

Посещаем Будда-парк. Три огромнейшие золоченые статуи: Будды, Манджушри и гуру Ринпоче (Падмасамбхавы) высятся в центре парка. Красиво. Так же как и вокруг любого священного объекта буддизма, многие паломники этой религий совершают кору с земными поклонами.

Далее едем к знаменитому буддийскому храмовому комплексу, расположенному на холме «Обезьянья гора» в центре которого - древнейшая ступа Сваямбунатх (построена 2500 лет назад).

Ступа находится на западной окраине Катманду, чтобы подняться на неё, надо преодолеть 365 ступеней, по числу дней в году.


Ступа Сваямбунатх
(Swayambhunath)

Геологические изыскания показывают, что некогда долина Катманду представляла собой озеро, а Обезьяний холм, который сегодня венчает ступа Сваямбунатх, был островом. Затем озеро пересохло – вода ушла через пролом в горах.

С этими событиями многотысячелетней давности связана легенда о возникновении древнейшей непальской ступы.

Согласно ей некогда Изначальный Будда, паря над озером, бросил на остров семя лотоса и предрек, что здесь вырастет чудесный тысячелепестковый цветок, хранилище изначального света и вечной энергии самосозидания, или Сваямбу, т. е. самосущего в переводе с санскрита. «Когда лотос с тысячью лепестками зацветет на поверхности, тогда Сущность Господина, Происшедшего от Себя Самого проявится в форме огня на вершине Лотоса. Холм поднимется в священном месте явления чудесного цветка, воды отступят, люди заселят долину, и будет построен грандиозный храм». Через 80 веков лотос расцвел, став духовным пристанищем Будд всех сторон света и бесчисленных Боддхисаттв (то есть, просветленных) .

Прошло ещё немало времени, и Боддхисаттва Манджушри, покровитель мудрости, пришел из Тибета с тем, чтобы поклониться святыне. Снизойдя к нуждам людей, и о чарованный красотой цветка, он решил осушить озеро. Своим волшебным мечом, прогоняющим тьму невежества, он рассек горы, через брешь в которых озерная вода утекла, обнажив плодородную долину, вскоре заселенную людьми. А священный лотос оказался в осушенной равнине на вершине небольшого холма. Позже здесь была построена ступа Сваямбунатх, которую также называют «Цветок лотоса, возникший из ниоткуда»,   чтимая буддистами как чистый источник неразделенного на качества вселенского сознания.   Сейчас там находится целый храмовый комплекс известный под названием «Обезьянья гора».

Интересной деталью этого комплекса является огромный Дордже (тибетское слово), или ваджра (санскр.), который лежит наверху холма, у основания Сваямбхунатх. Ваджра - один из основных символов буддизма, подобно тому, как крест — символ христианства, полумесяц — ислама, ворота "тории” — синтоизма. Тексты определяют его словесным образом: алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний, выступающие как символ божеств, истинности учения Будды. Кроме того, Ваджра олицетворяет мужское начало Вселенной в тантрических учениях, сострадание, активность. В буддийских ритуалах он выступает в паре с колокольчиком — символом женского начала, мудрости, пассивности.

В храмовой роще на склонах горы обитает большое количество диких обезьян.

С вершины холма "Обезьянья гора", где расположен Сваямбунатх, открывается великолепная панорама долины Катманду - красочной зеленой котловины, окруженной величественными горными вершинами.

Непальцы верят, что в пещерах внутри Обезьяньего холма уединяются йогины, находящиеся в состоянии глубокой медитации, продолжающейся столетиями, и их духовная работа наполняет Сваямбунатх благодатной энергией.

Сваямбунатх почитается также индуистами, у которых имеется небольшое святилище около ступы.

Далее перемещаемся к одной из самых больших и старых буддийских ступ в мире – ступе Буднатх (около 400 м в окружности), которая почитается важнейшей святыней тибетского буддизма. Вокруг нее сосредоточены несколько буддийских храмов и монастырей. Белоснежная, с пронизывающими насквозь глазами всю твою сущность, ступа воспринимается однозначно каким-то живым существом, знающим про тебя все.


Ступа Буднатх

Возраст ступы точно не установлен, хотя предполагается, что она построена в 5 веке королем Махадевой. Считается, что внутри ступы содержатся священные реликвии.

Строение ступы исполнено особого значения. Ее основание, 3-х уровневая мандала мандала, что переводится с санскрита как «круг», символизирует пробужденное сознание и соответствует земле. Выше находится кирпично-глиняная полусфера, соотносящаяся с водой. Купол поддерживает куб, ориентированный по сторонам света и символизирующий огонь. На нем помещается коническая крыша из 13 колец, означающих ступени освобождения от сансары – круга перерождений. Крыша венчается зонтом, символизирующим воздух, на котором, в свою очередь, высится шпиль – символ эфира. Как очень точно выразился один паломник – «…прийти на ступу хочется всегда. Здесь всегда себя чувствуешь так, как будто наконец, вернулся домой после долгих скитаний. Поэтому здесь никогда не увидишь людей нервными или озабоченными. Идя под развивающимися на ветру разноцветными флажками, наблюдая закат над розовыми пиками гималайских вершин, начинаешь вдруг осознавать смысл всех вещей и явлений, и вдруг по-настоящему становишься самим собой».

Вокруг ступы на уровне человеческого роста установлены десятки молитвенных барабанов, которые молящиеся крутят, обходя здание по часовой стрелке. В каждом из барабанов, называемых Жемчужными или Алмазными, помещается свернутая в цилиндр полоса бумаги (а может быть, пергамента или ткани), на которой записана мантра.

Зачастую внутри барабанов помещается мантра «Ом мани падме хум», в переводе с санскрита звучащая примерно так: «О, держащий драгоценность и лотос, даруй благословение Тела, Речи и Сознания Будды», для верующих обладающая большой созидательной силой. Индийские мистики утверждают, что Вселенная  была создана из 50 мантр и сама представляет собой мантру.

Приложили и мы свои руки к молитвенным барабанам.

О создании этой ступы ходит несколько легенд.

Согласно одной из них, во время засухи, люди молились о дожде, дав обет выстроить ступу. Так как воды не было, то строительный раствор замешивали на росе. Отсюда одно из названий Буднатх – Ступа росы.

3-й день. 06.06.09 .

Перелет из Катманду в Тибет. Полет над Главным Гималайским хребтом и вид Эвереста сверху оставляют потрясающее неизгладимое впечатление.

Переезжаем в столицу Тибета Лхаса. Высота 3600 м . Впервые увидела проявления горной болезни у людей. Мне повезло. Эта напасть не коснулась меня. Но больно было смотреть на страдания ребят. Да, это не шуточки. Одной из участниц нашей экспедиции пришлось в дальнейшем покинуть маршрут и вернуться в Москву из-за критического состояния здоровья.

4-й день. 07.06.09 .

Экскурсия во дворец Далай-ламы – Потала.


Потала

Земные поклоны (простирания)

Внушительных размеров сооружение. Часа три уходит на его осмотр. По времени наше путешествие совпло с религиозным праздником – Сага Дава, приходящимся на полнолуние 4-го тибетского месяца и символизирующим просветление Будды и достижение им Паранирваны. По этому поводу вокруг Поталы с раннего утра и до ночи двигался непрерываемый поток паломников – и стар и млад. Как принято у буддистов, многие проходили кору, выполняя простирания - земные поклоны. Вот у кого можно было поучиться терпению, смирению, твердости веры. Ну, мыслимо ли, проходить путь, длиною не в один километр, постоянно опускаясь на колени, а затем, простираясь ничком на земле. Встали, легли, встали, легли, встали, легли….. Казалось, эти люди забыли о земных нуждах (в частности, о таких, как еда, отдых), и были полностью погружены в служение Будде.

После Поталы едем в летнюю резиденцию Далай-ламы Норбулингка, представляющую собой аккуратно ухоженный, довольно большой по площади, парк с клумбами, газонами и строениями.

5-й день. 08.06.09 .

Монастыри Лхасы. Едем в крупнейший тибетский монастырь Дрепунг (в переводе означает «Рисовая куча»). Монастырь распростерся на значительные расстояния вширь и вверх по горным склонам. Простора у гор Тибета не занимать. Забравшись на некоторую высоту, со смотровой площадки любуемся открывающейся панорамой Лхасы. В период правления Далай-ламы Пятого (1617-1682 гг.) население монастыря превышало 10 000 человек. Вплоть до присоединения Тибета к Китаю ( 1959 г .) монастырь являлся одним из важнейших центров политической и духовной жизни.

Блуждая по многочисленным переходам и внутренним дворикам монастыря, натолкнулись на старенького монаха с огромным меховым бараном. Хитро улыбаясь, монах предлагал посетителям сфотографироваться с барашкой за пожертвование. И когда кто-либо становился слишком близко с ним, тот мгновенно бодал, не больно, но так неожиданно, что вызывал всплеск эмоций и восклицаний. Я также удостоилась внимания этого барана :)).

Еще одна экскурсия этого дня – посещение центра тибетской медицины, как альтернативы западной. Улыбчиво-радостный, шустрый сотрудник центра, встретив нас у входа, провел внутрь, предложил присесть и выпить по чашечке чая. Через несколько минут мы проходим в ярко освещенный павильон со стеклянными витринами, на полочках которых во множестве размещены в склянках компоненты тибетских лекарственных препаратов, в виде всевозможных минералов, растений, рогов, засушенных ящериц, лягушек, жучков, червячков и т.п. Слушая воодушевленный рассказ о преимуществах тибетской медицинской школы перед западной, в память врезается фраза: «То, что западная медицина не лечит, тибетская медицина долечит». Что ж, поживем - увидим. После обзорной лекции с каждым из нас беседовал светило тибетской медицины и давал рекомендации по лечению. У некоторых ребят из нашей группы назначаемые препараты выливались в кругленькую сумму. Как сказала Рита, выходя из центра: «Нет, полностью не обобрали, но сильно общипали» :)).

Вечером прогулка по Лхасе, фотографируем ночной вид Поталы с подсветкой.


Потала – резиденция Далай Ламы

6-й день. 09.06.09 .

Утром заезжаем в монастырь Сера и покидаем Лхасу. Теперь мы пересаживаемся в джипы, и на них будем перемещаться по Тибету.

По пути останавливаемся на берегу прекрасной Брахмапутры. Яркая лазурь ее священных вод и белоснежные вершины семитысячников на горизонте завораживают своим видом.

Дальше начинается головокружительный серпантин, который приводит нас на перевал Кхамба Ла (высота 4794 м ). Одно потрясающее зрелище сменяется другим. Привычная реальность, суетный, вечно несущийся куда-то мир, остались где-то там, далеко внизу за горами. А мы оказываемся в какой-то иной, фантастической плоскости Бытия, пронизанной Духом Вечности, Великой Гармонии, в Царстве Света и Красоты! С перевала нам во всем своем величии открывается, ни с чем не сравнимый, вид на бирюзовое, обрамленное белыми пиками, высокогорное священное для тибетцев озеро Ямдрок Цо, которое расположено несколькими сотнями метров ниже дороги. … И «оглушающая» ТИ-ШИ-НА-а-а-а!!! Вызывает восхищение масштабность и безграничность открывшейся панорамы. Озеро простирается на десятки километров! Почти 2 часа мы едем вдоль его берега. Останавливаемся для созерцания и омовения (+6°). Сложно, очень сложно передавать словами те тонкие переживания и состояния духа, возникающие от соприкосновения с этими местами. Но что-то происходит, что-то меняется в нас.

Доезжаем до городка Нагартце, где останавливаемся на обед, удивляемся ценам местного ресторанчика (отварная картошечка с помидорчиками стоила в рублевом эквиваленте примерно 200 рублей), и продолжаем движение к конечной точке этого дня - городу Гьянце. По пути – еще два красивейших перевала.

С перевала Каро Ла ( 5010 м ) открывается незабываемый грандиозный вид на снежную гору Ножин Гансанг ( 7000 м ), ослепительно сияющую в небесной синеве, обрамленную водопадами, которые, теряясь в необъятных размерах горы, кажутся тоненькими ниточками.


Ножин Гонсанг

Когда из душного пыльного, с каменными коробками города попадаешь в звенящий, прозрачный, чистейший воздух гор, когда смотришь на плавные красивые изгибы линий, возникает устойчивое состояние радости.

Ослепительная снежность ,

Усыпительная нежность ,

Безнадежность, безмятежность —

И бело, бело, бело.

Сердце бедное забыло

Всё, что будет, всё, что было...

/Д. Мережковский/

Идем поближе к горе, чтобы сфотографировать водопад. По показаниям высотомера нашего руководителя Тенгри, мы забрались примерно на 100 м вверх. И здесь уже дает о себе знать частой отдышкой разреженность воздуха. Чем ближе к горе, тем все меньшей букашкой-человечишкой чувствуешь себя рядом с этим великаном. Кажется, все твое существо как будто сжимается в точку, которая, в последующий момент, растворяется в Великом Вечном. И все твои заботы, чаяния и проблемы исчезли, также свернувшись в точку.

…И бело, бело безбрежно, Усыпительно и нежно… /Д. Мережковский/

Следующий перевал Сима Ла ( 4380 м ) дарит нам свою неповторимую изюминку – вид сверху, с отвесного обрыва на высокогорное озеро, вызывая ощущение парения, будто смотришь вниз с самолета. Вот уж, и в самом деле, Крыша Мира.

7-й день, 10 июня 09.0.09 .

Гьянце. Посещаем монастырь Палчё Чёде и огромную ступу Кумбум. В монастыре продолжает праздноваться Сага Дава (почитание рождения, просветления и перехода в Паранирвану Будды). В связи с этим у входа в монастырь и на его территории очень много людей. Высоко на склоне горы, на монастырской стене вывешена большая танка Будды Шакьямуни. Нам повезло увидеть ее, так как ее выставляют только по большим праздникам. Поднимаемся какое-то время до этой стены. Рядом с танкой идет довольно оживленная служба с воскуриванием трав, боем тамтамов (вид барабанов), разноголосьем рожков (не знаю их тибетского названия).

8-й день, 11.06.09 .

Переезд в Шигаце ( 3900 м ) - второй по величине город Тибета, посещаем монастырь Ташилумпо, в котором находится 26-метровая статуя Будды будущего – Майтрейи. Монастырь является главной достопримечательностью этого города.


Продолжение следует...



Источник:

Подписаться на рассылку
"Тайны древних цивилизаций"
 

Подписаться на рассылку
"Эзотерические путешествия"
 



Категория: Тибет | Добавил: Sagiv (25.01.2011) | Автор: Елена Шмидт (Воронеж)
Просмотров: 2456 | Теги: тибет, Путешествия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа
Поиск по сайту
Индия
Тикал
Египет
Наши друзья
Мини чат
Наш опрос
Если бы Вы вдруг неожиданно выиграли путешествие в любую точку мира,куда-бы Вы бы отправились?
Всего ответов: 2092
Лучшие Сайты
Израиля




LightRay

ОТЗЫВ.Ру
Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
Разрешается использование материалов сайта "Спиритурс" в интернете с обязательным указанием
активной гиперссылки (hyperlink) www.spiriturs.com
ведущий отзывы
(2009-2018)