|
Если вы не знаете, куда идете, то,
скорее всего, окажетесь где-нибудь не там |
Оcтров Пасхи. Печальное предостережение. Остров
Пасхи (Рапа-Нуи), занимающий 117 кв. км. - одно из наиболее уединенных
мест обитания: он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700
км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего
обитаемого острова (Питкейрн).
Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его
первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил
сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя
некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было
ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.
Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся
голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день
христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа,
что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в
остров Пасхи.
Интересно, что адмирал
Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно
пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по
его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев.
Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг
больше так и не видел.
Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое
происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от
проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением
Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой
высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца,
ни кустиков.
Жители
острова были изолированы от мира как никогда ранее. Нехватка леса
разрушала все мечты о возможности покинуть остров. Единственные лодки,
которые они могли построить - были маленькие плоты и каноэ, сделанные
из тростника. Но они помогали мало - в этом районе была чрезвычайно
затруднена даже ловля рыбы. Размытая почва не могла дать достаточного
количества пищи, еды еле-еле хватало, чтобы выжить. Именно в этих
условиях и возник культ Человека-птицы. Возможно, он существовал и во
времена господства культа статуй - но именно теперь он расцвел как
никогда. В конечном счете, культ Человека-птицы оставался преобладающей
религией на острове практически до 1866-1867 г.
Высоко-высоко, как можно ближе к небу, на окраине кратера
вулкана Рано Кау находилась ритуальная деревня Оронго. Каждый год в
Оронго в ходе изнурительных соревнований определяли человека, который
управлял островом. Этот ритуал служил поклонением богу изобилия
Макемаке. Лидером становился тот, кто быстрее всех спускался с
вертикального склона вулкана, доплывал в наполненных акулами водах до
одного из трех маленьких соседних остров и приносил оттуда не разбитое
яйцо из гнезда черной ласточки. Такого человека объявляли
Человеком-птицей. В течение года он пользовался особыми почестями и
привилегиями.
Одна из достопримечательностей Оронго - сотни наскальных
рисунков с изображением Человека-птицы и образами Макемаке. Здесь
насчитывается более 480 изображений Человека-птицы. Несомненно, они
представляют ежегодных победителей суровых соревнований. Казалось, что
культура начала создавать себя вновь. Мы никогда не узнаем, сохранилась
бы она до сих пор, поскольку в 1862 на остров высадились перуанские
работорговцы и вывезли отсюда все здоровое население. Оставшиеся люди
были лишены руководства, уровень смертности резко возрос, жизнь на
острове опять начала приходить в упадок. В это самое время на эти земли
прибыли миссионеры. Они стали проповедовать здесь свою религию -
христианство, запретили жителям делать татуировки и раскрашивать тело,
уничтожили множество статуй, построек и священных объектов, включая
письменные дощечки Ронга-Ронга - ключ к восстановлению истории острова.
Новое влияние на жизнь острова оказало его присоединение к Чили. Сейчас
здесь можно встретить только несколько человек, являющимися истинными
потомками аборигенов.
И о древней истории напоминают только величественные молчаливые истуканы, по сей день стоящие на страже острова...
|
Современные ботаники обнаружили на острове только 47
видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это
трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых
деревьев и два вида кустарников. При такой растительности обитатели
острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и
ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих
мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на
острове жило около 2000 человек.
Сейчас на острове живет около
трех тысяч человек. Из них только 150 человек — чистокровные рапануйцы,
остальные же — чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно,
кого именно можно считать чистокровными. Ведь еще первые высадившиеся
на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи —
полинезийское название острова — этнически неоднородны. Знакомый же нам
адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые,
коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским,
относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и
характерному для Маркизских и Гавайских островов.
Совершенно
необъяснимыми казались около 200 гигантских каменных изваяний - "Моаи",
расположенные на массивных постаментах вдоль побережья острова с жалкой
растительностью, вдали от каменоломен. Большинство статуй располагались
на массивных постаментах. Еще не менее 700 скульптур, в разной степени
готовности, были оставлены в карьерах или на древних дорогах,
связывающих карьеры с побережьем. Складывалось впечатление, что
скульпторы внезапно оставили свои инструменты и прекратили работу.
Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана
Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого
вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и
расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км. Высота
большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние
изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще
называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку
и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний
вес «моаи» не превышает 5 тонн. Каменные аху — платформы-постаменты:
достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до
10 т.
Часто в популярной литературе можно встретить рассказы о том, что
статуи высекались из прочнейшего камня с огромным удельным весом, чуть
ли не из базальта или гранита, а сами статуи весили едва ли не сотни
тонн. На самом деле почти все статуи изготовлены из довольно мягких и
относительно легких вулканических туфов и туффитов, а «шапочки» для тих
изготавливались из туфов и легкой пемзы. Некоторые виды пемзы в сухом
виде держатся на плаву и тонут только после того, как поры в породе
заполнятся водой. Эти породы достаточно легко поддаются обработке с
помощью каменных рубил и ручных молотов из обсидиана (вулканического
стекла), кремня и других твердых пород.
Кстати, свойства материала для статуй и самих рубил позволяют
рационально объяснить еще одну надуманную загадку: множество
незаконченных статуй и огромное количество брошенных рубил обнаружены в
главной каменоломне моаи — кратере Рано-Рараку. Большинство
исследователей считали это свидетельством того, что древние каменотесы
прервали свою работу внезапно, едва ли не в один день, и это могло быть
вызвано только какой-то неожиданной природной или социальной
катастрофой. На самом же деле брошенные в каменоломне рубила являются
отработанными, использованными инструментами. Любой антрополог,
археолог или этнограф, знакомый с технологиями каменного века, знает,
что заточить затупившийся кремневый, обсидиановый или любой другой
каменный инструмент — задача технически трудновыполнимая, да и вообще
бессмысленная — при наличии подручных материалов гораздо проще
несколькими отработанными ударами и сколами изготовить новое рубило.
Поэтому затупившиеся рубила в каменоломнях острова просто выбрасывались
за ненадобностью, а за столетия таких отработанных инструментов
накопилось изрядно.
Нашло рациональное объяснение и обилие незаконченных и не
отделенных от материнской породы изваяний. В большинстве случаев это
было вызвано чисто техническими причинами: в процессе высекания статуи
в мягкой породе ваятели вдруг натыкались на более твердое вулканическое
включение (ксенолит) — камень той же плотности и прочности, что и
применяемые ими рубила. Разумеется, продолжать долбить этот камень было
бессмысленно, и в таких случаях работа над данным изваянием просто
прекращалась. |
В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем
путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами
«моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После
этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это
наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для
островитян истуканы.
Роггевен и его спутники не могли понять, как, не
применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было
передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни
колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме
собственных мускулов. Древние легенды говорят, что статуи шли сами.
Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого
смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.
Существует множество гипотез передвижения "моаи", некоторые даже
подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно - это
было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной.
Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.
Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли,
Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год , упоминал лежащие статуи,
до него никто ничего подобного не замечал. В последний раз стоящие
истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра.
С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова,
статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня,
было восстановлено в XX веке. Последняя реставрация пятнадцати "моаи",
расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике,
произошла относительно недавно - с 1992 по 1995 г. Причем занимались
восстановительными работами японцы.
Во
второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный,
уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному
божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением.
Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год. При этом
самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них
зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или
человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением
главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом
вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть,
Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.
Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя
прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки
через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.
Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и
Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога
Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил
первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал
в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или,
вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и
привилегии. Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX
века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года,
когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать
человека-птицу стало некому и не из кого.
Зачем аборигены острова Пасхи
высекали статуи "моаи" в карьере? Почему они прекратили это занятие?
Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех
2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо
организовано. Что с ним произошло?
Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи
оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии
острова Пасхи строится на устных преданиях. Происходит это потому, что
никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных
источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в
переводе приблизительно означает — рукопись для декламации. Большая
часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что
сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого
таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен
сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при
тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной
интерпретацией устных фактов и сказаний.
Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и
несколько других исследователей выполнили первое систематическое
исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его
растительный и животный мир. В результате появились данные для новой,
удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.
Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э.
Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный
тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с
первыми переселенцами.
Первые западные путешественники, которые обнаружили остров, задавались
вопросом - как можно было выжить в таком пустынном, лишенном деревьев
месте? Это действительно было тайной, пока недавние образцы, взятые из
озер кратера вулкана, не показали, что в древности эта земля была густо
засажена гигантскими пальмами. Очевидно, что остров приветствовал
первых поселенцев пышной тропической растительностью, когда они его
обнаружили. Запасы деревьев казались неистощимыми. Их стали
использовать для строительства жилищ, для разведения огня и, в конечном
счете, для сооружения специальных устройств, с помощью которых
перемещали и устанавливали Моаи. Тысячи людей, активно вырубавших лес,
приблизили экологическую катастрофу.
С потерей лесов земля стала разрушаться. Небольшое количество
верхнего слоя почвы быстро вымылось в море, и посевы зерновых культур
были уничтожены. Земля больше не могла прокормить всех обитателей, и
кланы начали борьбу между собой за редкие ресурсы. Помимо этого, они
стали разрушать чужие Моаи - символ власти и успеха. Население острова
становилось все более жестоким. Упоминалось даже, что победители
съедали своих мертвых врагов для приобретения силы. Кости, найденные на
острове, являются доказательством этого людоедства. Возможно, такое
поведение было следствием голода, а возможно, и каким-то ритуалом.
Название похожей на приведение пещеры Ана Каи Тангата, расположенной на
юго-западе острова, переводится как "пещера, где поедали людей". Внутри
нее были найдены пиктограммы белого и желтого цвета, изображающие
призраков, летящих вверх как птицы. Люди, оставшись без леса, не могли
построить лодки и с завистью смотрели на птиц, которые с легкостью
могли перелететь на другие участки суши.
Общество и культура Рапа Нуи, развивавшиеся 300 лет, были
разрушены. Остров был разгромлен. Оставшиеся в живых люди (всего около
750 человек) по крупицам восстанавливали свою культуру и возрождали
жизнь на острове. Единственная вещь, про которую они забыли, были
Моаи...
|
Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг.
Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000
человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен
человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в
то время в достаточном количестве.
Кропотливая работа археологов и палеонтологов
показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы
их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас.
Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над
кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные
маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро,
которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм,
которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что
подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой. Они родственны
чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м.
Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и
сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого
чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.
Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали
рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были
дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и
применяли гарпуны. До прихода людей остров был идеальным местом для
птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали
гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы -
всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом
океане.
Остров Пасхи в Тихом океане нужно непременно исследовать, утверждает
газета «Аргументы и факты» (26 октября 2005 г.) Среди многих загадочных
явлений, имеющих место на острове, любопытно событие, произошедшее с
экспедицией Жака-Ива Кусто, побывавшей на острове в 1978 г. Экспедиция
обнаружила, что вокруг острова существует погрузившаяся в море горная
гряда, причём многие горы имеют странные отверстия, напоминающие окна.
Кусто, спустившийся в глубоководную впадину, заявил, что обнаружил
нечто вроде огромного подводного города; через день к членам экспедиции
приехали сотрудники политической полиции ДИНА, контролируемой
Пиночетом. Эти люди обязали исследователей не разглашать информацию.
Ещё одна загадка связана с «исчезающими» островами. С 1802 г.
капитаны многих судов фиксировали в разных точках недалеко от острова
небольшие отдельные островки, которые впоследствии бесследно исчезали.
Так, в 1912 г. капитан британского судна «Глуэлон» заявил об
обнаружении неподалёку от острова гигантского каменного плато со
скалами с вырубленными в них окошками. Корабль, посланный исследовать
находку, плато не обнаружил.
Более того, после цунами в 1922 г. на некоторое время исчез, а
потом появился сам остров Пасхи! По мнению некоторых этнографов,
«исчезающие» острова — части затонувшей Атлантиды, «перемещающиеся» по
измерениям.
Начиная с 1970-х гг. учёные не могут разгадать тайну статуэтки
— копии истуканов острова Пасхи, которая была найдена в III в. н.э. при
раскопках лагеря греческих наёмников, служивших Римской империи.
Статуэтка сделана из того же материала, что и сами истуканы! Однако
дальнейшие исследования не привели ни к каким результатам.
Наконец, оказалось, что когда-то часть жителей острова…
говорила на русском! После посещения острова Миклухо-Маклаем один из
его моряков остался жить на понравившейся ему земле. Он основал школу
для местных жителей, в которой обучал их в том числе и русскому языку.
|
Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все
чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все
меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от
трав, приходивших на смену лесу. Не позже 1400 г. пальмы исчезли
окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за
вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться:
дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела
следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья
хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление
канатов.
В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес
целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов,
вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под
изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что
птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов.
Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес:
исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды
местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу
пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на
чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело
дошло до каннибализма.
Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600
лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие
еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное
пространство, все возможности для безбедного существования оказались
уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было
единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.
А
началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на
остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать
на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все
большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны;
раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались
превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам,
строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной
Америке, существовала сложная политическая система распределения
имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.
Постоянно растущее население изводило леса быстрее,
чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды;
почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые
тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство
каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи. По
мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие
пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное
разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием.
Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми
ребрами - свидетельство начавшегося голода.
При нехватке еды островитяне больше не могли содержать
вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление
обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их
европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и
воинственный класс победил наследственных вождей. На камнях появились
изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е
и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г.
население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего
количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих
врагов. Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать
статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была
опрокинута и осквернена в 1864 г.
По мере того, как перед исследователями проявлялась
картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: - Почему
они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не
было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?
Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а
растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в
природе, для одного поколения были не заметны. Только старики,
вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять
угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и
каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к
предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на
северо-западе США: "Работа важнее леса!".
Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее
значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а
молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска.
Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.
|