Статуя Зевса Олимпийского
Древний город Олимпия на западном побережье современной Греции, около 150 км. к западу от Афин.
Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.
В северо-западной части Эллады был расположен город
Олимпия, слава о котором распространялась далеко за пределы страны. По
преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом,
кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как
оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью,
возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих
братьев и сестер.
В честь этой победы были учреждены олимпийские игры,
впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в
456 г. до н. э. в Олимпии архитектором Либоном был построен посвященный
Зевсу храм, ставший главной святыней города.
Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным
звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм,
не святилище, а только статую, стоявшую внутри.
Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый
житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил
кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья
отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся также, как
спасались сказочные герои всех народов: всегда найдётся добрая душа,
которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо
Зевса крупный камень, который тот и проглотил. Очевидно, Крон своих
детей заглатывал целиком.
Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестёр. Аида, Афину, Посейдона...
Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу.
Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей
работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса
Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах.
Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин,
что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и
покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и
грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинён в том, что
утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в
Парфеноне.
Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей.
Жители Элиды внесли залог за заключённого, и афиняне сочли этот предлог
достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет
Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по
материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.
Статуя Зевса находилась в храме, длина которого
достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была
около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой
потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его
покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые
листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы,
другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда
Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над
чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ
раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.
Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен
небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым
мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в.
н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно
смазывали статую. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от
гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса
и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого
лика божества. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим
элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла
должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. |
Остались описания кресла Зевса, которое было украшено
барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки
трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником
Фидия.
Впоследствии византийские императоры перевезли со
всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были
христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские
фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую.
Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое
искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников,
бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с
праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора
Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько
обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались
от творения Фидия.
Так погибло и седьмое чудо света...
Статуя Зевса Олимпийского работа Фидия. Изготовлена из дерева.
Покрыта слоновью костью и золотом. Храм Зевса разрабатывался
архитектором Либоном. Храм построен был в простом стиле и для украшения
была созданна величественная статуя Зевса. Основание статуи имеет 6.5
метра в ширину и 1 метр в высоту. Высота статуи 13 метров.
|
Когда от памятника не остаётся и следа, появляется
соблазн (часто мотивированный) приписать его существование
человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса,
тем более что от неё не сохранилось копий.
Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и
была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя
бы косвенные свидетельства её создания.
Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую
Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому
Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное
помещение. Статуя Зевса - не мраморная глыба, которую можно оставить на
зиму под открытым небом.
Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в
Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в
византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в
том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение,
немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности, нашли
орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного "цеха". Но
самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме,
куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и
отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги
Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней,
бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное
подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую
Зевса, причём именно такую, как рассказывали древние. И в довершение
всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина,
на котором были выцарапаны слова: "Принадлежу Фидию".
Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно
к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так.
Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в
Средней Азии, в Индии, Китае, - следы существовавших там некогда и
полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни
одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит
известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило
несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте
рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит;
статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих
буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители
колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде,
повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно...
В первом столетии римский император Калигула попытался переместить
статую в Рим. Тем не менее, его попытка потерпела неудачу. После того,
как Олимпийские Игры были запрещены в 391 году императором Феодосием,
храм был закрыт. Олимпию и далее подстерегали неудачи - землетрясения,
обвалы, пожары и наводнения, вследствии этого храм был значительно
поврежден. Раньше этого статуя была перемещена богатыми греками в
дворец Константинополя. Там она сохранялась, пока не была уничтожена
серьезным пожаром в 462 году. Сегодня от статуи осталась только пыль...
Были сделаны копии статуи, включая большой прототип в Курене (Ливия).
Ни одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня.
Ранние реконструкции как например, Эрлаха , как теперь полагают,
являются неточными. |
Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней.
К счастью, это никогда не удерживало людей от новых
попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать - выразить себя и
своё время в высоком искусстве.
И то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт
возможность представить себе искусство Востока, даёт нам право
гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили - в Индии,
Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии...
Источник: http://www.fund-intent.ru/
|