Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией
София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Располагался в центре Константинополя рядом с императорским дворцом (в настоящее время это исторический центр Стамбула, район Султанахмет). После захвата городаосманами1935 году приобрёл статус музея. Софийский собор был обращён в мечеть; в
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.
История
Софийский собор времён Византийской империи (реконструкция)
Внутренняя часть Айя-Софии
Собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания.
Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте базилику, что и было выполнено в 415 году, однако и её постигла та же печальная участь — в 532 году при восстании «Ника» базилика сгорела (развалины её были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора).
Император Юстиниан (483—565) решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви свв. Сергия и Вакха. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм.
Обвалившийся во время землетрясения 989 купол собора перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора.
16 июля 1054 г. в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)
До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.
В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечетьмихраб
в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой
переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах,
молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно
основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались
невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря
тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции —
алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его
«по-правильному», поместив
В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов. [2]
Архитектурные особенности
В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.
Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли
своего времени. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении
нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом
полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.
К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью
(существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив
влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также
«холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.
В 1935 году
с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким
образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.
На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити,
оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее
древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из
охраняемых достопримечательностей.
Элементы собора
Фотогалерея
Внешняя часть
Фотография с оттоманскими полосами на фасаде (1880)
|
Вид с площади Султанахмет
|
Вид на апсиду с опорами, пристроенными архитектором Синаном
|
|
|
Силуэт Айя-Софии и Голубой мечети (вид с Босфора)
|
Внутренняя часть
Вид мозаики Богородица в апсиде
|
Византийские колонны и арки
|
|
Ворота в наружный притвор, украшенные мозаикой
|
Вид Императорских ворот и Ложи Императрицы
|
|
|
|
|
Мраморный сосуд из Пергама
|
|
|
Верхняя галерея
Верхняя галерея около Ложи Императрицы
|
|
Византийские колонны с мозаикой и рисунками оттоманской эпохи
|
Мозаика, изображающая императора Александра, держащего свиток и державу
|
Крупный план на мраморную дверь, замочную скважину и ключ
|
Мозаика «Принц Алексей Комнин»
|
Резной крест на одной из мраморных панелей
|
Крупный план на серафима на куполе
|
Вид на Голубую мечеть из окна
|
Исламские элементы
Михраб, расположенный в апсиде
|
Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати
|
Минбар, откуда имам читает проповеди
|
Изникская мозаика, изображающая Каабу (расположена за апсидой)
|
ИракскийDe Materia Medica манускрипт из (1224 AD), сохранившийся в библиотеке
|
Место для омовения перед молитвой, снаружи от основного входа
|
Фонтан для ритуального омовения
|
Исторические рисунки
Набросок мозаики в восточной арке и апсидах, найденной в XIX веке, сделан братьями Фоссати
|
Набросок мозаики шести патриархов на южном тимпане (Фоссати)
|
Набросок мозаики шести патриархов на северном тимпане (Фоссати)
|
Источник: http://ru.wikipedia.org/
|