Самое
известное захоронение эпохи Тан в Китае — мавзолей Цяньлин императора
Гао-цзуна (628-683 гг.) в 80 км к северу от современного города Сиань.
Добраться до Цяньлин из Сианя можно на туристическом автобусе №3,
стартующем от Главного вокзала. Этот автобус после танских мавзолеев
идет еще до храмового комплекса Фамень, я когда-то о нем загадки загадывал. Принципиальное отличие императорских гробниц эпохи Тан от погребений
прошлых династий, это отказ от строительства пресловутых китайский
пирамид. Правители Тан хоть и обладали огромным потенциалом их империи,
все же не стали испытывать судьбу и возводить огромные насыпные
пирамиды-курганы, требующие больших затрат и капиталовложений. Для
погребений они стали использовать естественные горы, в которых
прорубались все помещения гробниц. Фото из окна автобуса. Две сторожевые башни погребального комплекса Цяньлин. Строительство
стало занимать меньше времени, например основные сооружения мавзолея
Гао-цзуна возвели всего за один год. Да, и природные горы выглядели
внушительней любых творений рук человеческих — высота горы в которой
находится мавзолей Цяньлин 1069 м над уровнем моря. Гора Ляншань
внутри которой находится усыпальница Гао-цзуна. Она имеет форму
пирамиды, поэтому идеально походит под императорский мавзолей. Вершина горы Ляншань Вид одного из склонов. Этот склон любят демонстрировать разные уфологи, как доказательство рукотворности горы Ляншань:) В
мавзолее кроме императора похоронена его жена — императрица У-цзэтянь
(624-705 гг.). Эта женщина сумела войти в историю, став первым китайским
императором женского пола, в 690 году У-цзетянь провозгласила себя
дочерью Будды и официально приняла титул правителя Китая. По сути,
именно она возвела большую часть построек в мавзолее Цяньлин, так как
эту гробницу мадам У строила и для себя тоже. «Аллея духов»( шень лу) в Цяньлин. Фигуры
зарубежных послов. Еще в древности им всем зачем-то отломали головы.
Слева реконструированные башни ворот комплекса Цяньлин. Императрица
У прославилась многочисленными убийствами своих родственников. Многие
ее жертвы, в частности, внучка — принцесса Юн тай, были погребены рядом с
мавзолеем кровожадной бабушки ( о мавзолее Юн-тай рассказ чуть ниже) Как
и большинство императорских гробниц в Китае, мавзолей Цяньлин не
вскрывается и не исследуется учеными. Была предпринята только одна
попытка проникнуть внутрь в 1958 году. Тогда обнаружили нисходящий
коридор, ведущий вглубь горы, но дальнейших изысканней не последовало.
В Китае принято чтить покой древних императоров, поэтому на
исследования императорских гробниц китайские ученые идут с большой
неохотой. Другое дело гробницы людей, имеющих более низкий социальной
статус — захоронения наложниц, чиновников и прочих вскрываются
регулярно. Именно из этих гробниц поступает основная масса артефактов в
китайские музеи. Ниже, общий вид мавзолея Цяньлин. Аллея духов и две
сторожевые башни. Раньше комплекс состоял из многих строений и был
обнесен крепостной стеной. Реконструкция погребального комплекса Цяньлин. Вид
с горы Ляншань вниз на равнину. Серые стелы — это усыпальницы
родственников и придворных императора. Многим хотелось упокоиться рядом с
императорским мавзолеем. Ниже
фото мавзолея Цяньлин, сделанное в начале 20 века участниками
французской археологической экспедиции. Надо сказать, что раньше
комплекс выглядел запущенней, но и романтичней, китайцы большие мастера
по превращению своих памятников в Диснейлэнд:) Крылатый конь на аллее духов в Цяньлин. Раскопки аллеи духов мавзолея Цяньлин в 1909-1918 году. В
комплекс Цяньлин входит множество сопутствующих погребений. Три
усыпальницы, принадлежавшие членам императорской семьи были вскрыты и
сейчас доступны для осмотра. К сожалению, из-за недостатка времени я
посетил только одну гробницу из трех. Это мавзолей внучки императора
Гао-цзуна прицессы Юн-тай (684-701 гг.) . Юн-тай в свои 17 лет славилась красотой, но это не помешало бабушке, императрице У-цзитянь, отравить ее. Видно, что мавзолей Юн-тай — классическая китайская пирамида-курган только небольшого размера. Вентиляционные
будки на фото имеют современное происхождение. Гробница была вскрыта в
1961 году и доступна для осмотра. Порой мавзолей посещают большие толпы
туристов, поэтому есть необходимость в дополнительной вентиляции. Нисходящий коридор усыпальницы Юн-тай. Стены коридоров гробницы покрыты фресками. Судя по всему, это копии, оригиналы китайцы выпилили и отправили в музей Сианя. Большая
часть китайских гробниц имеет весьма простую планировку, это длинный
коридор, спускающийся к двум камерам под землей. Первая камера служила
для каких-то ритуальных целей, а вторая, сама усыпальница с огромным
саркофагом. По бокам еще могут быть небольшие комнатки, где
складировались многочисленные керамические фигурки людей и животных,
предназначенные для сопровождения покойника в мир теней. Все глубже и глубже… Небольшая боковая комната для ритуальных предметов. Первый зал в усыпальнице принцессы Юн-тай. Все камеры здесь имеют купольные потолки, которые плохо влезают в объектив. Фрески гробницы Юн-тай считаются шедеврами живописи эпохи Тан. Вход
в погребальную камеру. Почему-то китайцы любили делать очень низкие
потолки в проходах гробниц. Видимо, они хотели заставить непрошеных
гостей нагибаться и кланяться перед входом в усыпальницу. Большую
часть камеры занимает огромный саркофаг. В отличии от древнеегипетских
саркофагов, китайские не выглядят монолитными. Возможно их спускали в
камеру по частям, хотя может быть, что как и в Египте, саркофаг
«закладывался» еще при строительстве усыпальницы, потом оставляли только
маленький проход в камеру. Стальные
решетки, возведенные здесь нынешними китайцами по идее должны защищать
древний саркофаг. Но непонятно от чего, ведь можно спокойно просунуть
руку и нацарапать что-нибудь на камне, например. Такая решетка защищает
от давления большой массы людей, но неужели китайцы думали проводить
здесь массовые демонстрации:)) Саркофаг кажется лишенным каких
либо украшений и росписей, но это не так. Он покрыт тончайшими
рисунками, выгравированными на камне. В погребальной камере было плохое
освещение, поэтому далее я привел примеры гравировки на аналогичном
саркофаге эпохи Тан из мавзолея Янлин. Китайский
саркофаг — это часто копия настоящего жилого дома, поэтому у него такая
же «черепичная» крыша, как и у большинства китайских построек. Саркофаг занимает почти все свободное место в погребальной камере. Путь наверх.. Саркофаг эпохи Тан, найденный на территории мавзолея Янлин, я писал о нем раньше. Судя
по всему, в времена Тан гробы были самых больших размеров, если
сравнивать с другими эпохами. Хотя еще до н.э. во времена Чжоу известны
огромные китайские саркофаги, но танские самые здоровые. Весь саркофаг покрыт тончайшими еле различимыми рисунками, основной сюжет — какие-то феи и растительные орнаменты. Керамические
фигуры, извлеченные из гробницы Юн-тай, они заменяли собой реальных
людей, которые должны были сопровождать усопшего в потустороннем мире.
Ранее я выкладывал фото этих фигурок из Музея провинции Шэньси Автор: maximus101
Источник:
|