Видеоролик: Экспедиция на Тибет - 2009 год. Потала - дворец Далай Ламы
Дворец Потала в городе Лхаса в Тибете — царский дворец и буддийский храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до того как Далай-Лама XIV, после вторжения Китая в Тибет в 1959, вынужденно покинул страну и получил политическое убежище в Индии (Дарамсала Индия). Расположен на возвышающемся над городом высоком холме. Общая площадь дворцового комплекса составляет 360 тыс. кв.м.
Сегодня дворец Потала является
музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества
буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах. Ввиду
огромной культурной, религиозной, художественной и исторической
значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История
В 637 году ,царь Тибета Сонгцен Гампо
возвёл здесь первое здание в том месте, где он обычно медитировал.
Когда он решил сделать Лхасу своей столицей, он построил дворец. После
своего обручения с китайской принцессой Вэнь Чэн, расширил дворец до 999 комнат, возвёл стены и башни и вырыл обводной канал. Во второй половине VIII века
во дворец попала молния и деревянные постройки сгорели, затем по
причине междоусобных войн дворец разрушился. Сейчас сохранилась лишь
пещера Фа-Вана и зал Пабалакан.
Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 году по инициативе Далай-ламы V. В 1648
был завершён Белый дворец (Потранг Карпо), и Потала стала
использоваться как зимняя резиденция далай-лам. Красный дворец (Потранг
Марпо) был достроен между 1690 и 1694 годом. Название дворца происходит по всей видимости от легендарной горы Потала на которой обитает бодхисаттва Ченрези (Авалокитешвара), которого на земле представляет далай-лама.
В грандиозном строительстве принимали участие лучшие мастера того времени из Тибета, Непала и Китая.
Расположение и архитектура
Дворец находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри)
посредине лхасской долины. Из-за террас, площадок на крышах и храмов,
он не производит впечатления крепости (дзонга).
Общий вид дворца, растянувшегося на горном хребте, с башнями, стенами,
лестницами, храмами и пристройками, представляет собой уникальное
художественное решение, его величественность и красота ценятся
буддистами, архитекторами и художниками, поражают путешественников.
Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.
Внутри дворца
Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного
павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а также
служебных помещений правительства. Большой восточный павильон
использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне
далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался
управлением.
Красный дворец служил больше местом молитв и религиозных ритуалов, в
нём находятся павильоны. Большое значение имеют восемь мемориальных ступ, в том числе Пятого и Тринадцатого Далай-лам.
Помимо ступ, дворец состоит из вереницы больших и малых залов
(храмов), посвящённых буддам, боддхисатвам, далай-ламам, а также для
аудиенций и церемоний. В залах выставлены драгоценности и реликвии —
пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи
далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы, на стенах — сложная система росписи.
В Западном большом зале обычно проходили религиозные церемонии, жертвоприношения и приёмы.
Особое значение имеет пещера Фа-Вана, в которой ещё до строительства дворца читал священные тексты царь Сонгцен Гампо.